тел. 8 (4212) 21-11-64











































МЕМОРИАЛ

Степанов Валентин Петрович

Опубликовано  06.10.2012 | МемориалТема | Живопись

1931-1995 Живописец. Член СХ СССР с 1968 года.

 

  Родился 9 апреля 1931 года в селе Конюхово Беломорского района Архангельской области. В феврале 1930 года его родители, как раскулаченные, так называемые спецпереселенцы, были поселены на Белом море в Архангельской области. После окончания семилетки в 1946 году поступил в Ярославское художественное училище, его однокашниками были фронтовики, те, кто выжил. В 1948 году перевелся в художественное училище города Саратова.

  С 1951 по 1954 год служил в рядах Советской Армии. В 1956 году окончил Саратовское художественное училище. В 1958 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина на факультет живописи (мастерская Б. В. Иогансона). Первая выставка - «Выставка молодых художников» в г. Ленинграде в 1962 году.

  Биография Степанова - биография поколения, родившегося в 20-30 годы. Они – дети отцов, сидевших в лагерях или погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Судьба этого поколения не минула и Валентина Петровича. Из детства он хорошо запомнил – Соловки, войну, голод, затем службу в армии.

  В 1964 году Валентин Степанов приехал в Хабаровск. Дальний Восток потрясал приезжих размахом своих пространств, необыкновенной природой. Увы, для Степанова Дальний Восток не стал темой вдохновения в творчестве, и дальневосточником он тоже не стал. На академической даче, что неподалеку от Москвы, он больше чувствовал себя дома. Подмосковье, Волга, север Архангельской области, а также южная часть России были ему понятны и близки. На суд зрителя он выносил картины, законченные произведения, выстраданные в сомнениях и муках. Картинам предшествовали десятки и сотни эскизов, этюдов, которые существовали «за кадром». Картина «Сталинград» - посвящение отцу, погибшему в боях под Сталинградом. Горящий город, и на первом плане - вмерзшие в лед тела фрицев, над которыми вьются стаи воронья. Фигуры немцев повторяют черные зловещие очертания ворон. Картина «Сталинград» - человеческая трагедия. «Письма», «Весна», «Запись в колхоз», «Ледоход на Амуре», «Утро Победы», «Торжок», «Золотая осень» - все произведения художника сохраняют теплоту и искреннее отношение автора, поскольку все пронизано личной памятью. В «Ледоходе на Амуре» бегущие по берегу мальчишки кричат и машут галстучками - война закончилась. Радость передана так ярко, живописно - победа, конец войне, от Балтийского моря до Тихого океана. И ледоход на Амуре воспринимается как очищение, как движение новой жизни. Для самого художника война закончилась в Архангельской области, когда ему было 15 лет.

  «Весна» - картина, которую художник считал одним из лучших своих произведений, картина, выражающая критерии художников- шестидесятников. Весна - по свежевспаханному полю идут молодые люди, новая счастливая послевоенная жизнь. Простой, знакомый сюжет. Что придает ему высокий смысл? Сюжет разворачивается в широкоформатном изображении, точка зрения - снизу вверх: крупным планом написаны фигуры молодых, мощные пласты вспаханного поля уходят далеко вглубь картины, соединяясь с небом. Воздух, дышащий весной, заполняет все пространство полотна. Яркое мироощущение создает сочная живопись, написанная темпераментной кистью пастозно и широко.

  Россия Степанова - любовь и уважение к людям, их чувствам. В его пейзажах и картинах - среднерусская природа. Персонажи его картин взяты из жизни. Пиши, что чувствуешь и что знаешь, будешь всегда современным. Вот поэтому и картина Степанова «Запись в колхоз» не воспринимается легендой о счастливой жизни будущих колхозников. Крестьяне, записывающиеся в колхоз, весьма сомневаются в счастливом будущем. Для Степанова важным был не сам факт записи, художник был доволен картиной, потому что типажи ее - люди коренной России, и загнать их в колхоз было очень непросто.

 

 

  Картины или каждый его этюд - это мир, который никогда к нам уже не вернется, мир понятный и ясный.

  Чтобы так небрежно относиться к собственной персоне и так пронзительно чувствовать, художник должен копить впечатления, наполнять душу. Глядя на его произведения, природу Архангельска или Петропавловска-Камчатского, Воронежа или Иркутска, чувствуешь - это наше трепетное и родное, это - Россия.

  Степанов остался в памяти многих человеком неприкосновенным, потому что в нем заключался феномен русского художника. Для Степанова искусство было образом жизни, золотым сном.

  Валентин Петрович не относится к той интеллигенции, которая вдруг стала стесняться своих былых заслуг перед отечеством, и, что хуже, своих произведений: портретов Ленина, товарищей из правительства, героев социалистического труда. Отечество не баловало Степанова наградами и поощрениями, он не имел званий, поскольку сам себя не выдвигал. Степанов не работал под заказ, но когда его картина о Ленине была выброшена из здания Художественного фонда на улицу, как не имеющая художественной ценности, автор был возмущен.

  Валентин Петрович Степанов - участник всесоюзных, республиканских, зональных, краевых выставок с 1962 года. В 1996 году была организована посмертная выставка Валентина Петровича Степанова из фондов дальневосточных музеев.

  Произведения художника находятся в собраниях: Дальневосточный художественный музей (г. Хабаровск), Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова, Картинная галерея им. А. М. Федотова (г. Хабаровск), Музей изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре), Музейно-выставочный центр Забайкальского края (г. Чита).

 

Утро Победы. 1975

Холст, масло. 150 х 206

Частная собственность, Москва

 

Запись в колхоз. 1969

Холст, масло. 183 х 255

Картинная галерея им. А. М. Федотова, Хабаровск

 

Фрагмент картины «Запись в колхоз»

 

Весна. 1974

Холст, масло. 196 х 176

Картинная галерея им. А. М. Федотова, Хабаровск