тел. 8 (4212) 21-11-64
















































































































  






















































































































ХУДОЖНИКИ

Гуриков Александр Викторович

Опубликовано  03.11.2012 | ХудожникиТема | Живопись

1941- 2005 Заслуженный художник Российской Федерации с 2001 года.

 

  Гуриков Александр Викторович родился 8 мая 1941 года в Комсомольске-на-Амуре. Учился в детской художественной школе у преподавателя Н. Г. Заславского. В 1965 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Художник-график, живописец. С 1966 постоянный участник художественных выставок.

  В 1966-1971 годах работал преподавателем кафедры рисунка и живописи Хабаровского государственного педагогического института, подготовил талантливых учеников. С 1975 по 1981 год - Председатель Хабаровского отделения Союза художников СССР. Участник всесоюзных, республиканских, зональных, региональных, краевых, городских, персональных и международных выставок. В 1985 году - участник биеннале графики (г. Любляна, Югославия).

  А. В. Гуриков награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (1986). В 2001 году присвоено звание – Заслуженный художник Российской Федерации.

  Графика Гурикова – заметное явление в дальневосточном изобразительном искусстве. Творчество художника находится на грани двух эпох. Ранние работы определялись «суровым стилем» 60-х годов: «Чинят кошель», «Рыбный порт», «Снасти», «Лог», «Море» (1969). Художественный стиль А. Гурикова в графике – это объединение лирического содержания и жесткой продуманной структуры композиции. Привлекает внимание одна из красивейших серий по мотивам пленэрных материалов по амурским селам - «У водоема» (линогравюра). Стилистика графических работ 70-х годов определяется как «нежный реализм» - открытость и поэтичность образа, увлечение лирической трактовкой содержания.

  В середине 70-х художник экспериментирует, стремится сказать новое слово в искусстве, раскрыть более глубинные связи художника со своей современностью, с окружающей действительностью. Автор постепенно отходит от направления визуализации художественного образа и обращается к своему чувственному опыту, своим внутренним переживаниям, к своим образным ассоциациям: «Рыбаки на Амуре», литография (1973); серия станковых иллюстраций по произведению М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», офорт (1972).

  Конец 70-х годов характеризуется активной творческой деятельностью. Были выполнены серии: «Энергомаш» (1978); «Мостострой» (1978); «Герои гражданской войны на Дальнем Востоке» (1979); «По Амуру» (1979); «Космос» (1979); «Хроника таежных километров» (1979): («Дорогами БАМа»; «К кладовым природы», «Разбуженная тайга», «Разговор о дороге», «Рождение поселка»).

  В 80-е годы графика взяла на себя роль малой станковой картины, раскрывая различные состояния природы и человека. В творчестве А. Гурикова важное место занимает историческая и современная тематика событий на Дальнем Востоке: серия «На земле дальневосточной» (1980); «На страже дальневосточных рубежей» (1980); «Амур – рабочая река» (1980); «Таежные маршруты» (1980), «Идут поезда» (1980); «Песня о городе» (1980); Серия «Посвящение первым»: «Начало города», «Комсомолия», «Экипаж самолета «Родина», «Комсомольский судостроительный», «Сквозь тайгу» (1982).

  Художник создал выразительные графические репортажи о строительстве Байкало-Амурской магистрали. В офортах: «Разговор о дороге», «Репортаж с БАМа», «Рождение поселка», «Таежные дали» (1986) активно использовался монтажный творческий метод, позволяющий в небольшом пространстве соединить разноплановые и разновременные сюжеты и мотивы.

  Значительным художественным уровнем обладает знаменитый цикл офортных листов: «Чукотские мотивы» (1985), в который входят работы: «Туман уходит», «Ожидание», «Праздник кита» «Детские игры», «Дом в Уэлене», «Возвращение с охоты» «Чукотское море», «Кораль», «Охота на моржей». Этнические мотивы соединились с современными графическими поисками.

  В 90-е годы художник обращается к технике письма темперой - «Ветреный день» (1991), «Разговор» (1996). Особое увлечение художник находит в пленэрном письме амурских пейзажей: «Залив в Де Кастри», «В парке над Амуром» (1997). Художник остается верным одной теме, которая прошла через многие периоды его творчества – от дипломной работы «Этнографы Сикачи-Аляна» (1965) до серии живописных холстов - «Петроглифы Сикачи-Аляна» (1997).

  Поздние произведения, выполненные в технике масляной живописи, отражают философские размышления художника: «Будда. Путь к храму» (2003), «Театр Кабуки» (2003), «Тайфун идет» (2003), «Музей искусств» (2003) и «На вечном покое» (2003).

  Произведения А. В. Гурикова находятся в собраниях: Государственной Третьяковской галереи (г. Москва); Дальневосточного художественного музея (г. Хабаровск); Музее современного искусства ЕАО (г. Биробиджан); Музее изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре); Музейно-выставочном центре Забайкальского края (г. Чита); Сахалинском государственном областном художественном музее (г. Южно-Сахалинск); Магаданском областном художественном музее (г. Магадан); Картинной галереи им. А. М. Федотова (г. Хабаровск); Краеведческом музее Нанайского района (с. Троицкое Хабаровского края).

 

На берегу. 1984

Холст, масло. 80 х 100

 

Охота на моржей.

Из серии «По Чукотке». 1996

Офорт, акватинта. 41 х 70