тел. 8 (4212) 21-11-64

МЕМОРИАЛ

Овчинников Владимир Дмитриевич

Опубликовано  30.11.2012 | МемориалТема | Живопись

1920 – 2000 Живописец. Член СХ СССР с 1964 года

 

  Родился в г. Владивостоке 6 июня 1920 года. Окончил Благовещенское художественное училище в 1940 году, (педагог П. С. Евстафьев).

  Внимание Овчинникова к теме Волочаевских боев на Дальнем Востоке - не дань знаменитой теме, благодаря которой картины минуют любой художественный выставком. Произведения, касающиеся Волочаевских событий, относил художник к части своей биографии. Родители Владимира Дмитриевича - участники знаменитых Волочаевских боев в Гражданской войне на Дальнем Востоке. Потому картину «Волочаевцы» Овчинников всегда считал главной работой в своем творчестве. Центр картины - знамена поверженного врага у ног партизан-победителей. Воображением художника создан исторический срез борьбы партизан с интервентами, белогвардейцами. Героиня его портрета партизанка Н. И. Панина-Сократ - также была участницей Волочаевских событий.

  Владимир Дмитриевич Овчинников более стал известен как автор полотна «Капитан Дьяченко». Иконография капитана Дьяченко неизвестна, нет соответствующих документов, говорящих об облике первого строителя, основателя форпоста, будущего города Хабаровска. Но те, кого интересует история Дальнего Востока, считают, что образ капитана Дьяченко, созданный художником Овчинниковым, более всего соответствует исторической правде о капитане. Дьяченко в картине не славянской наружности, как хотелось бы, но Дальний Восток тем и славен, что собирал людей со всех краев и не только из России. Мощная фигура капитана изображена во весь рост на первом плане на фоне Амура и утеса - места высадки первого строительного батальона. Все передано достоверно: необжитые места, красивые и суровые, в то же время приемлемые для жизни человека, о чем свидетельствуют природа и полноводная река. Картина художника - одна из немногих художественных свидетельств из истории Дальнего Востока. Очень мало исторических произведений в изобразительном искусстве Дальнего Востока, которые помогли бы воскресить историческую память, послужили бы доказательством силы духа тех, кто в невероятно трудных условиях осваивал и защищал Российский Дальний Восток.

  Упоенное восхищение красотой природы в картине «Хороша земля Амурская» - тема Родины. Произведение, которое автор считал большой творческой удачей.

  Рисунок всегда является свидетельством мастерства художника. Рисунок, который не может скрыть художническую робость. Карандаш, бумага всегда сопровождали Владимира Дмитриевича в его в творческих поездках по Амуру. На пассажирском теплоходе «Семен Дежнев» им создан ряд карандашных портретов - матросов, боцмана, старейших речников. Благодаря исключительной наблюдательности художника, картины жанрового характера ему замечательно удавались. Одна из них - «На побывку едет…». Девушка, солнечный день, мотоцикл и скорость. Полотно как нельзя лучше относит нас в далекие, беззаботные 50-е, годы молодости автора.

  Ветреный солнечный день, на фоне неспокойной реки художник с мольбертом - «Портрет Художника Медведского». Картина написана размашисто, на одном дыхании, будто художник боялся не успеть передать все блики и оттенки воды с сотнями переливов солнца, с рябью от ветра на воде. Так искристо, многоцветно освещена вода, но основной цвет желто- коричневый. Амур никогда не бывает голубым. Изображение развернуто по горизонтали - река Амур требует большого размаха. Широта и размах пространства, как средство свободного мироощущения, Овчинников здесь выступил как мастер импрессионистического письма русской школы.

  «В мире неспокойно», «Командармы», «По ленинскому призыву. 1924 г.» - как и портреты передовиков социалистического труда, эти произведения не шли вразрез официально проводимой линии коммунистической партии Советского Союза. Но в них нет холодного расчета, как и нет страстного желания угодить кому-либо. В них - искренняя вера и нравственная ответственность перед будущим поколением.

  Владимир Дмитриевич Овчинников участник всесоюзных, республиканских, зональных, краевых выставок с 1952 года. Персональная выставка состоялась в 1970 году (ДВХМ г. Хабаровск).

  Произведения художника находятся в собраниях: Дальневосточный художественный музей (г. Хабаровск), Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова, музей изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре), картинная галерея имени А.М. Федотова (г. Хабаровск).

 

На побывку едет молодой моряк. 1962

Холст, масло. 99,5 х 176

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

 

Портрет художника Медведского. 1967

Холст, масло. 105 х 140

Картинная галерея им. А. М. Федотова, Хабаровск