тел. 8 (4212) 21-11-64




















































































































  






















































































































ХУДОЖНИКИ

Шахназаров Борис Герасимович

Опубликовано  26.01.2013 | ХудожникиТема | Живопись

1905-1993 Живописец. Участник Великой Отечественной войны. Член СХ СССР. Заслуженный художник РСФСР с 1984 года.

 

  Родился 29 декабря 1905 года в г. Карсе (Турция).

  Из автобиографии художника: «В 1918 году Турция оккупировала Армению. Наша семья, состоявшая из девяти человек (отец, мать, шесть братьев и одна сестра), была вынуждена бежать из г. Карса в Тифлис (Грузия). В это время турецко-армянской резни отец пропал без вести».

   В 1928 году закончил рабфак в Тифлисе. В 20-е годы работал экспедитором в редакции грузинской газеты «Заря Востока». Здесь молодой курьер газеты Борис Шахназаров часто слышал, как Сергей Есенин диктовал машинистке свои стихи, был очевидцем встречи газетчиков с поэтом Владимиром Маяковским. С 1926-1928 гг. в Тифлисе занимался в художественной студии у профессора М. Тоидзе. В 1927 году впервые участвовал в художественной выставке в г. Москве, на выставке студийцев. В 1928 году был принят в Тифлисскую академию художеств, но в 1930-м академия была закрыта. В 1933 году поступил в Ленинградскую Всероссийскую академию художеств на факультет живописи, где вместе с ним учились А. Лактионов, В. Щербаков, С. Грицай. В 1939 году, по окончании Ленинградской академии, был направлен на работу в художественное училище города Сталинабада (Таджикская ССР).

  В 1941 году добровольцем ушел на фронт. Участвовал в боях под Москвой. В декабре 1941 года получил тяжелое ранение, после лечения был снят с военного учета, как инвалид Отечественной войны. До конца войны проживал в Сталинабаде, работал преподавателем в художественной студии. В этот период писал портреты таджикской интеллигенции - певицы Галибовой, балетмейстера Валамада Заде.

  В 1946 году переехал на Сахалин, где прожил около 16 лет, принимал участие в художественных выставках. Впечатление от природы Сахалина было так велико, что сюжетов хватило на сотни картин и пейзажей. Картина с красивым названием «У берегов Сахалина. Залив Терпения» на выставке 1952 года для многих стала откровением, заставила задуматься: как велика страна. Необычная земля, холодное северное море - огромное жизненное пространство с великолепными обитателями: «Котиковый пляж», «Птичий базар». В его творчестве не было полотен, в которых бы прославлялся созидательный труд героев масштабных строек и т. д. Его занимало то, что дано человеку независимо от его участия, что следует жить в содружестве с природой. (Триптих «Плодородие Сахалина», 1957 год), «Натюрморт с крабом», «Рыбы Сахалина». Серия живописных произведений из жизни обитателей моря - скат, плоская камбала, серебристая горбуша, чавыча с перламутровой чешуей - необыкновенно богатая палитра, фантастически причудливая форма обитателей моря! На всесоюзных выставках в Москве его картины запоминались, их отмечала пресса, они были замечены критиками. Неизвестный далекий остров Сахалин для зрителей обрел притягательную силу.

  «Котиковый пляж» - серое небо и холодное море Сахалина, каменистый берег с удивительно пластичными животными - все изображено с доскональной точностью, краски ложатся одна на другую, создавая глубину и гладь поверхности холста. Красиво, фантастично, но уже в прошлом. В 60 - 70-х годах меняется изобразительная техника в творчестве художника Шахназарова. Зритель должен чувствовать движение кисти, ее темперамент, палитра художника обрела импрессионистическую легкость и необыкновенную щедрость красок. «Золотистая кета», «Груши-лукашовки», «Лещи», «Сазаны» - эти дары природы, отразившиеся в натюрмортах, художник создал уже в Хабаровске, куда Бориса Герасимовича пригласили в 1962 году. Гладкое письмо ушло в прошлое. Ярко-красные помидоры, фиолетовые баклажаны и серебристо-серый чугунок с карасями, сковорода, а в ней яичница - простые вещи, но каков праздник красок! Пузатый самовар, золотистый чай, аппетитные бублики, белая скатерть. Зритель чувствует утро, сияющий день, образ уютного жилища почти материален. «Золотистая кета», картина хабаровского периода творчества Бориса Шахназрова - шедевр живописного мастерства. На фоне сочного красного кадмия золотой цвет копченой кеты, развешенной, как принято в рыбацких поселках, в ряд. Инвалид Великой Отечественной войны, он никогда не писал войны. Напротив, создавал в красках огромный удивительный мир, подаренный людям природой.

  В 1984 году за заслуги в области изобразительного искусства Борису Герасимовичу Шахназарову присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР».

  Борис Герасимович Шахназаров - участник выставок всесоюзных, республиканских, зональных, краевых с 1927 года. В 2005 году в Хабаровске (Картинная галерея им. А. М. Федотова) была организована посмертная выставка «100 лет художнику Б. Г. Шахназарову».

  Произведения художника находятся в собраниях: Дальневосточный художественный музей (г. Хабаровск), Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова, Музей изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре), Сахалинский областной государственный художественный музей (г. Южно-Сахалинск), Картинная галерея им. А. М. Федотова (г. Хабаровск).

 

Котиковый пляж. 1962

Холст, масло. 104 х 190

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

 

Натюрморт с овощами. 1978

Холст, масло. 126 х 85

Картинная галерея им. А. М. Федотова, Хабаровск

 

Натюрморт с яичницей

Холст, масло. 65 х 80

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

 

Рыбы. 1974

Холст, масло. 85 х 126

Картинная галерея им. А. М. Федотова, Хабаровск

 

Золотистая кета. 1979 - 1980 -е гг.

Холст, масло 125 х 100

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск