тел. 8 (4212) 21-11-64

ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1970-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 6 »  10 стр.

  Отдельно от художественной среды творил Вадим Федоров. У него свой закрытый мир, в который художник никого не впускал. Совместно с Натальей Гордеевой они создавали работы из керамики. Декоративные возможности материала вполне убедительно совмещались с экспрессивными и фантастическими персонажами. В живописных работах, выполненных по авторской технологии, стирается грань между реальностью и вымыслом. Он создает образы мужчин и женщин: добрых и злых, задумчивых и грустных, молчащих и разговаривающих. Эти ирреальные образы  для художника существуют вполне реально.

  Таким образом, к середине 70-х годов в состав Хабаровского Союза художников вошли молодые художники, обладающие разнообразными стилистическими и мировоззренческими позициями, и не успевшие освоить  язык официального искусства. Новые тенденции развития дальневосточного искусства коснулись, в основном, графики. Станковая картина во многом оставалась в более жестких рамках традиций, хотя живопись во многом обогатила графику. Графические и декоративные приемы переходили в станковые живописные произведения. Неслучайно почти все художники-графики отошли от линогравюры, монотипий и обратились к сложным графическим техникам - литографии, офорту, с богатой тональностью, фактурными эффектами, с расширенным диапазоном средств художественной выразительности.  Графические произведения в какой-то степени взяли на себя роль малой станковой картины.

  Наиболее популярной на выставках становилась офортная техника. Обращает внимание распространенность тематики, сходство сюжетов в произведениях дальневосточных художников. Многие художники-графики отразили в разных композиционных решениях тему времен года («Лето», «Весна» и другие названия), времена суток («Вечер», «Утро» и др.), а также тема «Рыбаки Дальнего Востока» была устоявшимся и традиционным художественным образом (В. Амельянчик, А. Гуриков, С. Золотарев, В. Смирнов, Р. Юрьянов и др.).

  Отдельные молодые художники уехали из Хабаровска,  их творческие судьбы сложились по-разному, но они оставили заметный след не только в дальневосточном, но и в  мировом искусстве. В 1971 г. Игорь Захаров (Росс), окончив художественно-графический факультет, уехал в Ленинград, и, окунувшись в питерскую культуру андеграунда, занимался поисками и экспериментами в области современных направлений искусства. Его творчество явно вступило в противоречие с политизированными требованиями в культуре и искусстве того времени, что дало ему основание для отъезда в 1978 г. в Германию. Творческая личность Игоря, обладая смелыми воззрениями и хорошей художественной подготовкой, смогла интегрироваться в мировое художественное пространство. В настоящее время И. Росс (Захаров) – известный немецкий художник.

  С 1974 г. Сергей и Наталья Заровные возглавляли офортную мастерскую на творческой даче «Сенеж». Профессиональное мастерство и творческие контакты с российскими и зарубежными графиками позволили художникам выйти на высокий художественный уровень. Графические листы С. Заровного обладают философским подтекстом, в которых автор передает свои представления о гармонии, строит мир своего эстетического идеала. Офортные композиции Н. Заровной по существу являются живописно-конструктивными картинами, выполненными графическими средствами.

  Значительное влияние на профессиональный рост и формирование художественно-образного мышления  оказала работа художников на творческих дачах Союза художников СССР: «Академическая», «Горный ключ», «Дзинтари» (Прибалтика), «Сенеж», «Старая Ладога», «Челюскинская» и других. Творческое общение с коллегами разных регионов страны, разных республик и с зарубежными художниками, в том числе и с признанными известными мастерами, способствовало профессиональному росту художников-дальневосточников.  Наша хабаровская графика 70 - 80-х годов не была провинциальной, об этом свидетельствовали всероссийские и республиканские выставки.

  А. Гуриков создал серию графических листов в технике литографии «Рыбаки на Амуре», с увлечением работал над серией станковых иллюстраций по произведению М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В этих произведениях он постепенно отходит от направления простой визуализации художественного образа и обращается к  своему чувственному опыту, своим внутренним переживаниям, к своим образным ассоциациям. А для  творчества художника-графика В. Смирнова важными были актуальные события, отражающие современность. В графических сериях: «Авиация», «На страже рубежей», «Космос» и других работах автор, используя монтажный метод, как бы прессует время, показывает сюжет в различных временных и пространственных плоскостях.  Художник В. Амельянчик изображает простые, но близкие художнику темы, в которых присутствует романтическая одухотворенность:  «Утро», «Первые шаги», «Весна. Парк», «Лето. В мастерской» (офорт, акватинта). Серия «Человек и природа», пожалуй, одна из лучших его графических серий, стала отправной точкой  в его дальнейшем творчестве.

  Несколько в стороне от деятельности Хабаровской организации СХ находилось творчество художника-графика Г. Павлишина. Акварели художника отличают высокая художественная поэтичность, этнографическая и ботанической точность. В этой технике он оформил десятки книг и буклетов, в том числе знаменитые «Амурские сказки», «Золотая Ригма», «Серебряный кубок», «Таежные зори» и др.  Книга Д. Нагишкина «Амурские сказки» стала для дальневосточников удивительным подарком,  познакомив нас  с самобытной духовной и материальной культурой коренных народов Дальнего Востока. Эти иллюстрации получили высшую награду – приз «Золотое яблоко» на международном конкурсе детской книги в Братиславе (1975) и Золотую медаль на международной выставке книги в Лейпциге (1977).  На родине художник получил Государственную премию РСФСР им. Н. К. Крупской (1979). Права на переиздание книги получили книгоиздательские фирмы США, Греции, Франции, Японии и др. стран [12].

  Художника Геннадия Павлишина привлекает не только этнографическое направление, но также его интересуют красоты дальневосточной природы. Его точный и внимательный рисунок  позволил с большим чувством влюбленности в родной край передать до мельчайших подробностей растительный и животный мир амурской тайги. Как отметил известный краевед, путешественник, писатель Всеволод Сысоев: «По его рисункам можно изучать ботанику и экологию нашего края» [13]. Г. Павлишин за книгу «Поклон тайги» на международном конкурсе художественного оформления книги, посвященном 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, был отмечен дипломом.

  Иллюстративная книжная графика стала взаимодействовать со станковой графикой и станковой живописью. Создавая иллюстрации, художники не только передавали содержание литературного произведения, но и привносили индивидуальное, авторское начало, где каждый лист - это самостоятельная  сюжетная композиция.

  Таким мастером иллюстраций можно назвать Виктора Антонова. С 1973 г. началось его творческое сотрудничество с Хабаровским книжным издательством. Дальневосточная книжная графика обогатилась еще одним интересным художником,  имеющим свою стилистическую манеру.

  В 1973 - 1974-х гг. Хабаровская организация СХ значительно активизировала выставочную деятельность. В этот период проходили: краевая выставка «Наш край родной» (1973) и краевая выставка молодых художников (Хабаровск, 1973 и Комсомольск-на-Амуре, 1974), персональные выставки художников: А. В. Шишкина, Ф. Г. Дьякова, Н. П. Долбилкина, А. В. Мащенко; групповые выставки молодых художников. На республиканской выставке плаката (Ленинград, 1972) и Всесоюзной художественной выставке «50 лет гражданской авиации (Москва, 1973) принимает участие Г. Кутуров, на Всероссийской выставке акварели (Ленинград) представил свои графические работы Г. Лукьянов. На республиканской выставке «По родной стране», посвященной 50-летию образования СССР (Москва, 1973) [14] отличились молодые художники: Юрий Гриценко, Геннадий Лукьянов, Анатолий Ни, Валерий Смирнов, Рустам Якушев.

  Чрезвычайно важным событием в культурной жизни стала четвертая зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток», под девизом «Наш современник»,  показавшая уровень современного изобразительного искусства (Владивосток, август 1974) [15]. От хабаровской организации были представлены произведения 72 художников и 26 народных умельцев. Впервые приняли участие на таком крупном вернисаже 15 человек молодых художников: В. Амельянчик, Э. Буданцев, Н. Гордеева, В. Жукова, Ю. Кукуев, Г. Палкин, В. Федоров, и др. [16].

  На республиканскую выставку «Советская Россия» были рекомендованы произведения: Н. Е. Баранчук «Лето», А. И. Бельды «Портрет проводника Арсеньева Г. Комбока»,  Н. П. Долбилкина «Лариса», Г. И. Кабановой «На этюдах», Е. В. Колоренко «Несущие мир», Ли Гирсу «Половодье», Д. А. Романюка «Портрет Бельды А. И.»,  В. А. Смирнова - графическая серия «Авиация»,  два плаката Г. Палкина, А. В. Гурикова - серия листов «Энергомаш» и два листа «Мостострой» Е. И.  Вольгушева,  три листа Г. М. Кутурова и работы  А. И. Гейкера «Думы» и «Амур».

  Зональная и республиканская художественные выставки показали, что произведения станковой живописи приобрели тематическое разнообразие. В портретах на смену «обобщенному идеальному герою» (комсомольца, рабочего, военного и др.) пришла индивидуализация образа, характеризующая неповторимость и духовность личности портретируемого. Графическая картина в более свободной форме отражала время и события, стремилась переработать сюжет, пропустить через свое мировоззрение, выполнить в авторской стилистической манере.

  Выставка подтвердила, что за последнее время значительно изменилось профессиональное мастерство художников-дальневосточников. Прежде всего, было отмечено, что хабаровские художники были участниками всех экспозиционных разделов, представив работы разных видов,  жанров и направлений изобразительного искусства, декоративно-прикладного, народного, театрального искусства.  Утвердилась графика как самостоятельный вид станкового искусства. Графическая картина - это уже не плакатные образы, она в более свободной форме отражала время, не только фактическим фиксированием событий или воспроизведением увиденного сюжета, но и авторским переживанием жизненных явлений. Произведения станковой живописи приобрели больше разнообразия.

« 1 2 3 4 5 6 »  10 стр.