тел. 8 (4212) 21-11-64
















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1930-1960-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 »  11 стр.

  История судьбы изобразительного искусства на Дальнем Востоке драматична.  Были времена  художественных взлетов, творческих исканий и надежд, были времена репрессий, когда практически уничтожили все лучшее в живописи, графике и скульптуре. Искусство Дальнего Востока формировалось   благодаря тем художникам, кто волею судеб задержался в городах  на краю  России, но имел огромное влияние на искусство в силу яркого таланта.  Кроме того, были местные художники и скульпторы,  трудолюбие, жажда познания и самобытный талант которых создали художественную  среду для будущих поколений.

  В  20-30-е годы  жизнь заставила художников определить свои позиции, свое место в новой жизни, свои пристрастия в искусстве, и эти пристрастия далеко не всегда совпадали с идеями новой революционной власти.  Профессиональное искусство,  только-только начинающее зарождаться на Дальнем Востоке, в 30-х годах  практически было уничтожено: исчезали не в одиночку - объединения поэтов,  художников, актеров.

  В   30-е годы основная художественная жизнь проходила в Хабаровске, в столице образованного новым административным делением Дальневосточного края. Главным  событием в культурной жизни  города стало открытие  художественного музея с блестящей коллекцией,  присланной из центральных музеев страны. Благодаря жесткому указанию власти,  центральные музеи должны были поделиться  своими собраниями с перифериями для организации художественных отделов в краевых музеях.   В 1931 году прибыли в Хабаровск  5 вагонов  с художественными ценностями, а помимо предметов изобразительного искусства - около 1000 ящиков с книгами. Огромной проблемой,  исторически всегда неожиданной,  оказалось:  где поместить груз?  Предоставленное   здание по улице Фрунзе  было забито ящиками с экспонатами и книгами. Скульптура оказалась на улице, поскольку не вмещалась в выделенное под музей здание. Вместо требуемых,  как минимум, 3 500 кв. метров, предоставленное  помещение имело площадь 160. В связи с этим коллекцию решили поделить на две части, одна из которых была направлена во Владивосток.  Хабаровск легко отказался от половины присланного дара. Разумное решение - наполнить музеи  отдаленных мест России  шедеврами мирового искусства  было исполнено нелепо и  безрассудно. Истинную цену  подарку, что был передан Дальнему Востоку  из центральных музеев страны, никто в ту пору,  быть может, и не осознал.

  Есть музей с  блестящей коллекцией, стало быть, существуют  и художественные ориентиры.   Вся выставочная  деятельность Хабаровска стала проходить в Дальневосточном художественном музее, что находился в небольшом, темном   помещении по улице Фрунзе. В ноябре 1932 года состоялась первая краевая художественная выставка.   Петр Михайлович Покровский,  директор художественного музея,  и научный сотрудник Григорий Виссарионович Гусак стали  первыми миссионерами музейного дела: читали лекции, готовили доклады по изобразительному искусству,  пополняли  коллекцию преимущественно национальными предметами народов Севера и Приамурья. Советская власть понимала, что искусство - едва ли не самое  важное оружие,  его эмоциональное воздействие на человека, на  душу и чувства  трудно переоценить, поэтому учреждения культуры и искусства – музеи,  библиотеки, театры, филармония находились под недремлющим оком НКВД.  На  руководящие посты люди  назначались. Военнообязанный Николай  Иванович Туркин до 1932 года  служил в войсках НКВД  на клубной работе,   в 1941 году был назначен  директором  художественного музея, в то же время, до 1945 года был председателем правления Хабаровского отделения «Всекохудожник».   Николай Туркин окончил Московское художественное училище, проходил службу в армии на Дальнем Востоке, здесь, как часто бывает, и остался,   стал директором художественного музея, точнее,  был направлен на важную идеологическую работу, как  призванный в армию. Николай Иванович исполнил свой гражданский долг перед многими поколениями:  коллекция сохранена полностью, не смотря на указы Жданова избавить запасники от искусства космополитов.

  В 1939 году  организовался «Всекохудожник» - Всероссийский Союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства, его деятельность была ощутимым материальным подспорьем.  Как организовать художников для творческой работы?  Такого объединения художников не существовало в Советском Союзе, не было аналога и в мировом опыте.   В ноябре  1939 года с целью объединения  художников и скульпторов  учредили оргкомитет  Союза советских  художников по Хабаровскому краю, в состав вошли: Тихонов, Евстафьев, Цивилев, Цибаровский, председателем оргкомитета был избран Высоцкий, секретарем оргкомитета - Туркин. На них возложили выработку  устава будущего Союза.  Официально Хабаровская организация Союза советских художников, как профессиональная организация, была оформлена незадолго до войны, в феврале 1941 года. Дальнейшая история изобразительного искусства на Дальнем Востоке связана, прежде всего, с профессиональным союзом художников, его первыми членами стали:  В. Н. Высоцкий, Н. С. Тихонов, Н. И. Туркин,  И. Д. Елкин,  Д. Д. Нагишкин,  М. М. Цибаровский, А. В. Шишкин. Именно они стояли  у истоков восстановления художественной жизни в Хабаровском крае.

  К первым месяцам  Великой Отечественной войны состав Хабаровского Союза художников увеличился за счет художников-офицеров, прибывших на Дальний Восток.   С  начала войны  вся работа союза  развивалась в двух направлениях: наглядная агитация - «Окна плаката и сатиры», «Удар по врагу», и  создание произведений, отражающих высокий дух  народа в борьбе с фашистскими  захватчиками. Поощрялись  произведения из прославленного исторического прошлого. При Дальневосточном художественном музее в 1942 году  был создан художественный совет для определения художественной и материальной  ценности произведений изобразительного искусства.  В состав первого художественного совета  входили:  писатель   Д. Д. Нагишкин,  поэт П. С. Комаров,  научный работник музея и  художник  А. В. Шишкин,  художник И. А. Горбунов,  директор музея и художник Н. И. Туркин, представитель  крайреперткома В. М. Шноль.

  И в тяжелые годы войны художественная жизнь Хабаровской организации Союза художников  не прекращалась.    В 1943 году была организована  выставка  «Художники Сибири и Дальнего Востока» в г. Иркутске,  в 1946 году в Москве всесоюзная «Выставка периферийных художников», ежегодно в  Хабаровске проходили краевые выставки. Сам факт  организации выставок свидетельствует  об их необходимости, как  факторе патриотического воспитания. Хабаровская часть экспозиции «Художники Сибири и Дальнего Востока» была представлена произведениями  12  участников. Алексей Шишкин демонстрировал портрет поэта Петра Комарова и  картину  «Первые жилища города Комсомольска»,  Иннокентий Горбунов представил скульптуру «Партизаны гражданской войны»,  Вадим Павчинский - плакаты,  Николай  Баскаков - пейзажи и серию портретных набросков.

  На краевых выставках военных лет запомнились зрителю картины художников  Василия Завьялова  «Тегеранская конференция» и  исторические портреты полководцев, что крепили славу русского оружия, - Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.  Картины Георгия Цивилева - «Первые строители  Комсомольска-на-Амуре», Василия Высоцкого - «Народные мстители», «Сдача пушнины удэгейцами», серия портретов «Маршалы» художника Даниила Шофмана.   Художник Николай Баскаков   оставил добрую память  как живописец, участник  выставок  военных лет, после войны, в 1945 году, уехал в Ленинград. Но самым востребованным и мобильным искусством в годы войны стало искусство плаката, как оружие идеологической борьбы с врагом.  Для частей фронта   выпускали  плакаты под общим названием: «Ни шагу назад» и  «Удар по врагу». Вадим  Павчинский,  художник -  карикатурист, много лет проработавший в редакции  газеты  «Тихоокеанская звезда», по состоянию здоровья был снят с военного учета.   За время войны он выполнил около двухсот карикатур и около сотни плакатов.  Его плакаты  стилистикой напоминали  плакаты «Окнов РОСТа», они  запомнились жителям города  ярким простым и лаконичным языком.  Художник Горбунов в годы войны выполнил яркие  и сильные по остроте воздействия плакаты.  Его  плакат  1939 года «Халхин-Гол в нашу пользу» много репродуцировался и был известен не только дальневосточникам. Участвующие в выставках художники обычно являлись  военнослужащими: старший лейтенант Горбунов, лейтенант Кайдалов, старший лейтенант Смелов, старший лейтенант Туркин, старший лейтенант Козелл, сержант А. Михайленко. И, как военнослужащих, их направляли для зарисовок на места, где проходили бои.  В 1945 году такая группа художников выехала  на освобожденную Красной  Армией  от японцев  территорию Маньчжурии. Акварели, карандашные зарисовки, карандашные портреты бойцов, местных жителей, виды окрестностей, храмы.  Весь этот материал  был необходим не только в  дальнейшей творческой работе художников, на основании его были организованы выставки  в Хабаровске, затем передвижные выставки в Благовещенске и  Комсомольске-на-Амуре.   В годы войны и послевоенной разрухи каким-то образом изыскивались средства, чтобы оплатить работу художников,   они  направлялись в творческие командировки по краю, художников  брали в научные экспедиции.  В 1946 году в Москве была организована «Выставка периферийных художников»,  где были представлены произведения 1944-1945 годов, организатором стала дирекция «Всекохудожника».

« 1 2 3 4 5 »  11 стр.