ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1930-1960-е годы
Опубликовано 30.01.2013 | История организации
Алексей Матвеевич Федотов. Самое лучшее произведение о Байкале, на мой взгляд, создал Федотов. Его пейзаж-картину «Байкал» заметил на Всесоюзной выставке 1957 года знаменитый корифей живописи К. Ф. Юон. В Хабаровск Алексей Матвеевич приехал в 1958 году. Его пейзажам в дальневосточных экспозициях всегда были отведены центральные места, поскольку в них как нельзя лучше отражалась высокая тема дальней России. «Федотовский пейзаж» - есть такое понятие: гудящая тайга и могущественные кряжи гор Сибири, фиолетовые скалы Камчатки и неубывающее пространство вод Тихого океана, суровая Колыма и приморские сопки, покрытые бархатом мха и цветущим багульником. «Байкал», «Хамардабанский хребет», «Весна на Севере», «Осень в Приамурье» - глядя на картины Федотова, зритель не только восхищался, но вдруг понимал необозримость огромных территорий, пока недоступных простому человеку, поскольку они так же не обжиты и не осознаны, как космос. В пейзажах Федотова все чувства: драматургия пейзажей Колымы, тонкая поэзия пейзажей осени Приамурья, ледяная тишина Севера и мощь великого Хамардабана. В пейзажах Федотова – все, что пережил художник в своей жизни. В колымских пейзажах - неяркая поздняя осень, но не тоскливая, потому что колымские пейзажи - посвящение отцу. Пейзажи его Забайкалья - восхищение и высокие чувства молодости… Художник чувствовал масштаб Сибири и Дальнего Востока, в его красочных замесах не два-три, а десятки цветовых нюансов, составляющие палитру. Живопись пастозна и темпераментна, в работе над холстом Федотов часто пользовался мастихином, иной раз в ход шли и пальцы. Если, например, писал картину «Славное море, священный Байкал», точно находил, как передать его силу, чистоту и звучание вечности. «Осень в Приморье» - главный тембр красный, потому что осень – краткий яркий миг, краски выдавливаются прямо из тюбика на холст. Напротив, в пейзаже «Весна на Севере» - холодная гладь воды неподвижна, движение в картине, точнее, в этюде, который немногим больше метра, создают только редкие деревья на склоне сопки, вспыхнувшие лилово-розовым в лучах заходящего солнца. В мастерской Федотова после смерти остались сотни этюдов - живой материал впечатлений художника, написанный в холод, в зной, в дождь. По картинам Федотова можно путешествовать: можно чувствовать запах тайги, прохладу горной речки, видеть фиолетовые горы Камчатки со снегом в расщелинах и слышать звенящую тишину Хамардабанского хребта. Пейзажи Федотова имеют широкую музейную географию, они принадлежат лучшим музеям России.
Тематическая картина была главным критерием в творчестве художников этого поколения. Она требовала больших нравственных усилий и профессиональных навыков, на воплощение замысла порой уходили годы. Для создания полотна требовался материал - сотни эскизов, этюдов. Дальний Восток - блестящий, фантастический материал для воображения художников.
Творчество другого мастера этого поколения Ивана Сергеевича Петухова не опережало время в мечтах и предчувствии, он не посягал на форму в поисках нового художественного языка, в его творчестве не было протеста против тоталитарного строя, и темы его полотен не были в конфликте с личностью художника. «Весна», «Хлеборобы Субботины (семейный совет)», «Герой социалистического труда бригадир рыболовецкой бригады Одзяло П. К.», казалось бы - все эти картины о радостях производительного труда, о сказочных успехах на полях, заводах и стройках социализма. С высоты исторической правды с полной обоснованностью его картины можно отнести к идеологическому реализму. Дородные доярки с упитанными телятами, счастливые овощеводы высаживают на колхозных полях нежную сочную зелень рассады. Реальность совсем не такова, и в сознании любого человека, жившего на пространствах СССР, картины Петухова должны вызывать недоверие к такому социалистическому раю. Наверное, они бы вызывали эти чувства, если бы были написаны бездарной рукой и с холодным расчетом. Герой труда бригадир П. К. Одзяло в его картине не воспринимается картонным героем, для этого человека река Амур - образ жизни, с ней связана его судьба. На картине крупным планом взята фигура рыбака, который управляет моторной лодкой. Искренность и душевная теплота автора возвращают нас в прошлое с добрыми ощущениями. Каждой картине предшествовало множество эскизов. Художник с некоторыми персонажами картин был лично знаком, и с рыбаком Одзяло, и с семьей колхозников Субботиных.
К картине «Эвенкийские дети» художник собрал огромный материал. Он понимал, как тяжело выживать в суровых условиях Севера, побывал в стойбищах, создал сотни этюдов северной природы, натурные эскизы детей. Художник писал этюды сурового Охотского побережья, десятки этюдов северных поселков, тесно расположившихся на его берегу. Север - особое мироощущение, и это Петухов смог понять и передать с удивительной проникновенностью. «Эвенкийские дети» - не придуманный рай, центром картины являются замечательно созданные образы детских характеров, привычек. Вполне естественно, что государство позаботилось о детях, которые должны вырасти здоровыми и получить образование прежде, чем они сами смогут распорядиться своей жизнью. Как замечательно передано северное лето! На крыльце детского интерната расположилась стайка детишек. Удивительное богатство колористических соединений в написании детишек, их простой одежды. Из скольких красочных соединений состоит кофточка девочки, сидящей немного поодаль от других детей. Ее мало занимает чтение книги, в столь краткий летний миг хочется поиграть, побегать. Много создано жанровых картин в советском изобразительном искусстве о простых радостях жизни художниками Лактионовым, Пименовым, Токаревым, в ряду этих замечательных имен и имя Ивана Петухова. Никогда не будет исчерпан этот кладезь вдохновения. «Эвенкийские дети», «Праздник оленеводов», «Нельканская красавица», «Портрет оленевода» - вот далеко не все картины, созданные Петуховым под впечатлением Севера.