тел. 8 (4212) 21-11-64




















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1930-1960-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  11 стр.

  Алексей Матвеевич Федотов.  Самое лучшее произведение о Байкале, на мой взгляд, создал Федотов.  Его пейзаж-картину «Байкал» заметил  на Всесоюзной  выставке 1957 года знаменитый  корифей живописи  К. Ф. Юон. В Хабаровск Алексей Матвеевич приехал  в 1958 году. Его пейзажам  в  дальневосточных экспозициях всегда были отведены центральные места,  поскольку в них как нельзя лучше отражалась высокая тема дальней России. «Федотовский пейзаж» - есть такое понятие: гудящая тайга и  могущественные  кряжи гор Сибири, фиолетовые скалы Камчатки и неубывающее пространство вод Тихого океана, суровая Колыма и приморские сопки, покрытые бархатом мха и цветущим багульником. «Байкал»,  «Хамардабанский хребет», «Весна на Севере»,  «Осень в Приамурье» - глядя на картины Федотова, зритель не только восхищался, но вдруг понимал необозримость огромных территорий, пока недоступных простому человеку,  поскольку они так же не обжиты и  не осознаны, как космос.  В пейзажах Федотова все чувства: драматургия пейзажей Колымы, тонкая поэзия пейзажей осени Приамурья, ледяная тишина Севера и мощь великого Хамардабана.   В пейзажах Федотова – все, что пережил художник  в своей жизни. В колымских пейзажах  -  неяркая поздняя осень, но не тоскливая, потому что колымские пейзажи - посвящение отцу.  Пейзажи его Забайкалья - восхищение и высокие чувства молодости… Художник чувствовал масштаб Сибири и Дальнего Востока, в его красочных замесах не два-три, а десятки цветовых нюансов,   составляющие палитру. Живопись пастозна и темпераментна, в работе над холстом Федотов часто пользовался мастихином, иной раз в ход шли и пальцы.    Если, например,  писал картину «Славное море, священный Байкал»,  точно находил,  как передать  его силу, чистоту и звучание вечности.  «Осень в Приморье» - главный тембр  красный, потому что осень – краткий яркий миг, краски выдавливаются прямо из тюбика на холст. Напротив, в пейзаже «Весна на Севере» -  холодная  гладь воды неподвижна, движение в картине, точнее, в этюде, который немногим больше метра, создают  только редкие деревья на склоне сопки, вспыхнувшие лилово-розовым в лучах заходящего солнца.   В  мастерской Федотова после смерти остались сотни этюдов -  живой материал впечатлений художника, написанный в холод, в зной, в дождь.  По картинам Федотова  можно путешествовать:  можно чувствовать запах тайги, прохладу горной речки, видеть фиолетовые  горы Камчатки со снегом в  расщелинах и слышать звенящую тишину Хамардабанского хребта.    Пейзажи Федотова имеют широкую музейную  географию, они принадлежат  лучшим музеям России.  

  Тематическая картина  была главным критерием в творчестве художников этого поколения. Она требовала больших нравственных усилий и профессиональных навыков, на воплощение замысла порой уходили годы.  Для создания полотна требовался материал - сотни эскизов, этюдов. Дальний Восток  - блестящий, фантастический материал  для воображения художников.

  Творчество другого мастера этого поколения Ивана Сергеевича Петухова не опережало время в мечтах и предчувствии, он не посягал на форму в поисках нового художественного языка, в его творчестве не было протеста против тоталитарного строя, и темы его полотен не были в конфликте с личностью художника. «Весна», «Хлеборобы Субботины (семейный совет)», «Герой социалистического труда бригадир рыболовецкой бригады Одзяло П. К.»,  казалось бы -  все эти картины о радостях производительного труда,  о сказочных успехах  на полях, заводах и стройках социализма. С  высоты исторической правды с полной обоснованностью его картины можно  отнести к идеологическому реализму.  Дородные доярки с упитанными телятами, счастливые овощеводы высаживают на колхозных полях  нежную сочную зелень рассады.  Реальность совсем не такова, и в сознании любого человека, жившего на пространствах СССР, картины Петухова должны вызывать недоверие к такому  социалистическому раю.  Наверное, они бы вызывали эти чувства, если бы были написаны бездарной рукой и  с холодным расчетом. Герой труда бригадир  П. К. Одзяло в его картине не воспринимается  картонным героем, для этого человека река Амур -  образ жизни, с  ней связана его судьба.  На картине крупным  планом взята фигура рыбака, который управляет моторной лодкой. Искренность  и душевная теплота автора возвращают нас в прошлое  с добрыми ощущениями.   Каждой картине предшествовало множество эскизов.  Художник с некоторыми персонажами картин  был лично знаком, и  с рыбаком Одзяло,  и с семьей колхозников Субботиных.  

  К картине «Эвенкийские дети» художник  собрал огромный материал.  Он понимал, как тяжело выживать в суровых условиях Севера, побывал в стойбищах, создал сотни этюдов северной природы, натурные эскизы детей. Художник писал этюды сурового Охотского побережья, десятки этюдов северных поселков, тесно расположившихся на его берегу. Север -  особое мироощущение, и это Петухов смог  понять и  передать с удивительной проникновенностью.  «Эвенкийские  дети» - не придуманный рай, центром картины являются замечательно созданные образы детских характеров, привычек. Вполне естественно, что государство позаботилось о детях, которые должны вырасти здоровыми и получить образование прежде, чем  они сами смогут распорядиться своей жизнью.  Как замечательно передано северное лето!  На крыльце детского интерната расположилась стайка детишек. Удивительное богатство колористических соединений в написании детишек, их простой одежды. Из скольких красочных соединений состоит  кофточка девочки,  сидящей немного поодаль от других детей.  Ее мало занимает чтение книги, в столь краткий  летний миг хочется поиграть, побегать.  Много создано жанровых картин в советском изобразительном искусстве о простых радостях жизни  художниками Лактионовым, Пименовым, Токаревым,  в ряду этих замечательных имен и имя Ивана Петухова. Никогда не будет исчерпан этот кладезь вдохновения. «Эвенкийские дети», «Праздник оленеводов», «Нельканская красавица»,  «Портрет оленевода» - вот далеко не все картины, созданные Петуховым под впечатлением Севера.

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  11 стр.