тел. 8 (4212) 21-11-64

ХУДОЖНИКИ

Чайка Виктор Максимович

Опубликовано  31.01.2013 | ХудожникиТема | Графика | Секция графики

 

Род. 1946 График. Член СХ СССР с 1981 года. Заслуженный художник Российской Федерации с 2017 года.

 

  В 1973 окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Активный участник художественных выставок с 1974 года. В 1984 году уехал из Хабаровска.

  Виктор Чайка – известный в стране художник-график. Значительным этапом в творческой судьбе художника является хабаровский период (около десяти лет). Первые выставочные работы – это искусство плаката: «Пикник в тайге», «Солнце на Амуре» (1974). Художник активно ищет свою тему, где он максимально может раскрыть свой темперамент и мастерство рисовальщика. Сюжетами графических листов стали исторические события на Дальнем Востоке и жители дальневосточники. На 5-й зональной художественной выставке «Советский Дальний Восток» (1980, Чита) были представлены несколько серий: «Сказ об Амуре» (графические листы: «По Амуру», «Строители», «Пахарь», «Защитники Албазино», «Рыбак», «Праздник», «Охота» (цв. линогравюра, 1979); «Портреты Сикачи-Аляна» (графические листы: «Мать рыбаков», «Молодые охотники» (цв. литография, 1980); «Посвящается героям Волочаевки» (графические листы: «Приамурские партизаны», «Командарм», «Герои Волочаевки» (цв. литография, 1980); «Посвящение отряду им. К. Либкнехта» (графические листы: «Стихи», «Песня», «Весна» (цв. литография, 1980).

  Отличительные особенности графических произведений В. Чайки прежде всего выражаются в своеобразной организации композиции, основанной на динамическом чередовании образов, неожиданных ракурсах и использовании «пустого» пространства в качестве фона. Замена изобразительного пространства условной «пустотой» дает возможность художнику сосредоточить внимание на главных персонажах и происходящих событиях. Он играет этим пространством, то приближая, то удаляя образы, тем самым добивается еще большей экспрессии и выразительности. Автор использует «монтажный» метод, характерный для советской графики 70-80 годов, но чрезвычайно корректно и незаметно для зрителя. Можно отметить значительные художественные произведения: «Утро», «Вечер», «Ура! Лето» из серии «Молодость» (литография, 1980); литографию «Наши песни» и офорт «За землю» из серии «Тревожная молодость» (1981); а также станковые иллюстрации к произведению И. Бабеля «Конармия». Интерес представляет серия карандашных рисунков «Идеи впереди трассы», посвященная строительству Байкало-Амурской магистрали (до 1983).

  Художественные произведения Виктора Чайки представляют ценность для дальневосточной школы графиков.

  В. М. Чайка - участник городских, краевых, зональных и республиканских выставок.

  Произведения В. М. Чайки находятся в собраниях: Дальневосточного художественного музея (г. Хабаровск); Картинной галереи им. А. М. Федотова (г. Хабаровск); Музея современного искусства ЕАО (г. Биробиджан); Музейно-выставочного центра Забайкальского края (г. Чита).

В 1985 году Переезжает в г. Вязьму Смоленской области. На творческой работе.

 

За землю. Из серии «Тревожная молодость». 1981

Литография. 50 х 70