тел. 8 (4212) 21-11-64
















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1970-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 »  10 стр.

  У истоков живописной школы на художественно-графическом факультете стояли: А. М. Максимовский, И. С. Метальников, С. М. Федотов,  А. И. Бельды  и другие педагоги. Создание дальневосточной школы графики связано с именами художников-педагогов: Л. В. Альбинского, Е. И. Вольгушева, Г. П. Зинченко, А. П. Плахова, Д. А. Романюка, Г. Н. Романова, В. И. Ярошенко и др., которые обладали хорошей рисовальной школой, захватывали и  увлекали начинающих художников творческими поисками и экспериментами. Значительное влияние на студентов оказала творческая и педагогическая  деятельность Е. М. Фентисова, который после окончания ВГИКа стал в студенческой среде настоящим носителем «передовых» идей. Многие известные в будущем художники с большим уважением и пониманием называют его своим Учителем. Пластическое восприятие натуры у студентов формировали скульпторы: Г. И. Потапов,  В. В. Начапкин, художник-керамист  Б. С. Петров. Нельзя обойти имена преподавателей-искусствоведов, выпускников ленинградской школы -  К. П. Хомутову и Л. С. Букатову как высококвалифицированных и эрудированных специалистов [3].

  Выпускники первых лет - Эрнест Буданцев, Виктор Девятко, Виктор Джунь, Сергей Заровный,  Геннадий Палкин, Роберт Юрьянов (1964); Евгений Бурлов, Александр Гуриков, Геннадий Кутуров (1965); Эльвира Кириченко (1966); Владимир Амельянчик, Виктор Артеменко, Валерий Смирнов (1967) и другие художники активно и заметно ворвались в художественную жизнь Хабаровского края. Их творчество получило признание, они стали известными художниками в стране. Их ранние работы на молодежных выставках заметила известная хабаровская искусствовед В. Г. Старикова. Она почувствовала своеобразие и поэтичность работ А. Гурикова; условность,  выразительность, экспрессию линий, фактуру цвета в графических листах В. Смирнова; удивительную лирику в иллюстрациях Э. Кириченко; своеобразие монотипий Е. Бурлова; скульптурные произведения Э. Буданцева; керамические сувениры В. Пуличевой. Она отмечала, что наша молодежь располагает огромными потенциальными возможностями [4].

  Особого внимания в развитии изобразительного искусства Хабаровского края заслуживает графика. В 70-е годы многие художники, особенно молодежь, занималась графическими видами, осваивали новые графические техники. Увлечение графикой совпало с политическими событиями, молодежными комсомольскими стройками, строительством Байкало-Амурской магистрали,   откликом художников на активные творческие позиции популярных современных поэтов и писателей, публиковавшихся в журнале «Юность», повышенным интересом к постановкам в центральных театрах и к другим явлениям и событиям в нашей стране. Графика с ее «репортажностью» и быстрым отражением происходящих событий становилась популярным видом изобразительного искусства.

  Творчество хабаровских художников-графиков было представлено художниками старшего поколения и молодыми начинающими художниками, осваивающими новые сложные графические техники. Высоким профессионализмом привлекают офорты Василия Зуенко: «Юкола», «Нивх», «Рыбацкая сеть». Художнику явно недостаточно графических средств в офорте, и он  усиливал эффект  отражения натуры цветовыми отношениями  в технике монотипии.

  Удивительной искренностью обладают линогравюры Дмитрия Романюка. Несмотря на ограниченные возможности техники линогравюры, в его ранних графических листах «За ягодами», «Теплый день», «Дочь рыбака» (серия: «Народности Амура»), а также в  иллюстрациях  к роману А. Фадеева «Разгром» просматриваются красивейший контурный рисунок и сложные тональные отношения.  Основной темой для Дмитрия Романюка является гармония человека и природы, любовь и доброта человека  ко всему живому на  земле. Он с одинаковым интересом восторгается лесом и травой, птичкой, пьющей воду, а также отдыхающим охотником в окружении тигра, оленя и др.

  Художник-график Евгений Вольгушев по-иному решает тему дальневосточной природы. В его графических листах мир дальневосточной природы – это борьба человека, осваивающего суровый край, сопротивляющегося  природным явлениям.

   Запоминаются линогравюры нанайского художника Александра Гейкера из г. Комсомольска-на-Амуре «Солнце над Амуром», «Ледоход на Амуре», «Да здравствует жизнь!» и др. В его знаменитых работах человек сливается с Природой, человек находится в  единстве с Амуром, Небом, Землей. Хотя графика не является традиционным видом искусства коренных народов Приамурья, но генетическая память позволяет ему передать этническую эмоциональность художественного образа.

  Молодые графики начала 70-х годов остро ощущали необходимость сказать новое слово в искусстве, раскрыть более глубинные связи художника с современностью, с окружающей действительностью.

   Яркой и талантливой личностью был Александр Гуриков, пожалуй, один из немногих «мощных» художников-графиков, который смог объединить лирическое содержание в жесткую продуманную структуру композиции. Его первые графические листы привлекают внимание крепким рисунком, уверенным и размашистым штрихом и цельной компоновкой. Линогравюру А. Гурикова «К гражданам России» называют одной  из самых лучших работ в графике  этого времени. Художник искренне верил и работал над исторической темой, которая преобразовывалась его фантазией и становилась  современной по замыслу.  Но основная тематика графических листов А. В. Гурикова посвящена нашему амурскому краю. Одна из известных его работ - линогравюра «У водоема» выполнена по мотивам пленэрных материалов, она обладает большой выразительностью, а самое главное – имеет авторский, индивидуальный стиль.

   В эти годы можно говорить о сформировавшемся «гуриковском» графическом почерке, который в дальнейшем проявился в его офортах: «Рыбный порт», «Снасти», «Лог», «Море». Скупые графические приемы,   нестандартные композиционные решения и внутренняя эмоциональная чувственность позволили автору, казалось бы, в банальных темах увидеть выразительные образы.

  Заметный вклад в историю развития дальневосточной графики внес Сергей Заровный. Он недолго работал на Дальнем Востоке, но его ранние произведения «За землю, за волю» (линогравюра) и иллюстрации к  книге «Тропами таежными» отличает уверенный рисунок, обобщение образов и логически обоснованное и построенное композиционное пространство.

  Нельзя не отметить  выразительную графическую серию Геннадия Кутурова, выполненную в технике  художественной вырезки из черной бумаги. В работах «Солнце над Амуром», «Камни Сикачи-Аляна», «Шаман», «Амурские волны»,  «Бабка Ангина», «Здесь мы живем», «Приготовление талы» художник минимальными средствами достигает выразительного  силуэтного звучания. Искусство силуэта, забытого профессиональными художниками, возродил Геннадий Кутуров. Он удачно выбрал эту технику для изображения бытовых сцен жизни коренных амурских жителей. Силуэтная вырезка напоминает резные нанайские узоры или народные китайские лубочные картинки.  В этих небольших по размеру произведениях чрезвычайно органично  соединилось сюжетное содержание, пластические свойства силуэта, композиционная условность и декоративность.  

« 1 2 3 4 5 »  10 стр.