тел. 8 (4212) 21-11-64
















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1970-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  10 стр.

  Интерес вызвало живописное произведение нанайского художника А. И. Бельды «Портрет проводника Арсеньева Гейкера Комбока». Картину называют вершиной творчества этого художника, классикой дальневосточной живописи (Н. В. Кочешков, 1995) [17]. Художник изобразил старого нанайца-охотника и следопыта, проводника писателя и исследователя В. К. Арсеньева,  сопровождавшего Владимира Клавдиевича в путешествиях после Дерсу Узала, как символический образ, унаследовавший мудрость предков. Этническое мировоззрение, опирающееся на древнее мифопоэтическое мышление, проявилось в графических листах нанайского художника А. И. Гейкера.

  Краевая 31-я художественная выставка «Край Дальневосточный» (ноябрь, 1974, г. Хабаровск) расширила диапазон участников. Наряду с известными дальневосточными художниками, экспонировались работы Ю. Быкова, В. Джуня, Ю. Кукуева, А. Лепетухина, Г. Лукьянова, В. Сахатова, В. Торгашина,  Р. Юрьянова, В. Чайки, Д. Чижиковой и др. [24]. Романтика и лирика объединили многих авторов этой экспозиции. Была отмечена работа скульптора, резчика по дереву Виктора Джуня «Василий Поярков сотоварищи Ю. Петров, П. Минин» (дерево), «Воспоминание» (дерево), а также совместная работа с Борисом Стародубовым «Проводник. Ночь».

  Анализируя творческую деятельность художников, правление Хабаровской организации СХ посчитало положительным фактором этих выставок - участие большого  числа художников, не членов Союза художников. К недостаткам отнесли отсутствие глубоких, серьезных тематических полотен, недостаточность портретного жанра. Отмечая заметный рост графики, было высказано мнение, что  «гораздо хуже обстоит дело  у нас с жанром живописи. Известно, что живопись поистине является матерью искусства, она служит… камерным состоянием культуры в коллективах художников» [18]. И был сделан вывод, что «актуальной проблемой на сегодняшний день в нашем Союзе остается рост молодых художников в качественном и количественном отношении» [19].

  С середины 70-х годов  наблюдаются значительные перемены, активизация творчества художников и выставочной деятельности, расширение сферы производственных и творческих заказов. Союз художников осуществил строительство магазина по продаже сувениров, были заключены договоры на приобретение картин и к подготовке  работ художников к краевым выставкам (1974).

  Проводилась политика приглашения молодых выпускников центральных художественных вузов, которые привнесли бы новую молодую энергию в художественную жизнь и культуру края.

   В 1972 году после окончания Московского художественного института им. В. И. Сурикова по направлению в Хабаровскую организацию СХ приехал Виталий Дроздов. Его творческая деятельность способствовала оживлению художественной жизни города. Тематика первых произведений художника была обращена к родственникам и землякам-дальневосточникам, воспоминаниям детства: «Портрет отца», «Реквием маме» и др. За серию живописных произведений: «Портрет жены», «Девушка с цепочкой» и «Портрет Луиса Карвалана», представленных на выставке произведений молодых художников в Академии художеств СССР, В. Дроздов награжден дипломом Академии художеств СССР.

  В 1973 году Юрий Кукуев, окончив монументальный факультет Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, приехал на Дальний Восток. Первая работа Ю. А. Кукуева – это монументальные рельефы экстерьера гостиницы «Турист». Скульптор Ю. А. Кукуев расширил рамки художественного образа в скульптуре, он стремился к развертыванию сюжета в сложных пространственно-пластических связях.  В ранних скульптурных произведениях («Художник и натура»), с одной стороны, присутствовала декоративная направленность, а с другой стороны,  убедительно существовала изобразительность действия. Заслуга скульптора Ю. Кукуева заключалась в том, что на выставках впервые появилась станковая тематическая скульптурная композиция. В 1974 г. на краевой выставке скульптор выставил «Портрет лейтенанта», который в прессе  отмечался как незавершенный, не обладающий композиционной цельностью [20]. С этим мнением можно не согласиться, потому что именно в этой игре объемов и ритмов состояла стилистическая манера художника, которая в значительной степени выразительно проявилась в динамичной скульптурной композиции - «Красные конники».

  В 1972 году после окончания Иркутского училища приехал художник-керамист Виталий Лапшин, который стал активно участвовать в художественной жизни края. В 1974 по направлению  приехали Ильгиз и Надежда Галиуллины, закончившие Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Творческая деятельность  И. Ф. Галиуллина и Н. Н. Галиуллиной началась с художественно-оформительских и декоративно-монументальных заказов. Первыми значительными работами художников были проект и реализация оформления залов («Советские годы») Хабаровского краевого краеведческого музея и  оформление фасада  «Дома военной книги» декоративными монументальными рельефами в  технике металлопластики. Чеканные рельефы (триптих) решались  в стиле 70-х годов, (стиль монументального плаката), но уровень исполнительской работы, а также художественная организация городского пространства и сегодня воспринимаются как высокохудожественное произведение декоративно-монументального искусства. Другой художественно-проектной работой стал зрительный зал «Дома пионеров» Железнодорожного района г. Хабаровска, для которого был исполнен в технике гобелена занавес «Пионеры Космоса».

  В 1975 году для выполнения  архитектурно-памятного ансамбля, посвященного 30-летию Победы, были приглашены художники-монументалисты:  Николай Вдовкин, Андрей Орехов и Александр Карих, выпускники Московского Высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановского). Примером успешного сотрудничества архитекторов с художниками стала организация пространства мемориального комплекса площади Славы г.  Хабаровска.

  В 1978 г. после окончания факультета живописи Ленинградского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина приехала в Хабаровск Марианна Татьянина. Ее творческая деятельность органично вошла в художественную жизнь города и Хабаровской организации СХ. На выставках резко выделялась яркая и сочная живопись М. Татьяниной, создавая праздничное настроение у зрителей. Дальневосточная тематика стала близка художнице, она с увлечением пишет портреты друзей и знакомых, красивые амурские пейзажи, и с особой любовью – цветы.

   Развитие декоративно-монументального искусства в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке связано с активным творчеством Николая Вдовкина.  Его первые работы – это декоративные композиции в технике металлопластики. Затем художник осваивает красивый, но сложный материал, требующий определенных технологических условий – художественное стекло.  Он  выполнил  большие витражи:  «Цвети, мой край родной» и «Музыка» для школы № 30 г. Хабаровска.  Литое стекло выглядит очень эффектно, благодаря тому, что во время литья в стеклянную массу вливались шарики воздуха, которые делали ее похожей на вскипающую (булькающую) воду. В 1978 г. художник получил за этот витраж звание лауреата премии Хабаровского комсомола [21].

  В дальнейшем Николай Вдовкин освоил новую технику – резное стекло. Он разработал оригинальный способ разрезания блока с помощью специальных лекал, позволяющий создавать пластическую характеристику образа.  Многослойное оконное стекло, так называемая техника «слоеного стекла» обладает большими декоративными возможностями: преломлением света, сближенной цветовой гаммой, своеобразной фактурой и др. Удачными работами можно назвать цветные витражи  для здания пресс-центра стадиона им. Ленина: Центральная часть композиции: «Победители», как основа композиции и два боковых: «Хоккеисты» и «Борцы», а также витражи: «Спорт» и «Эстафета». Эта техника получила свое распространение и в других заказных объектах. В витраже «Детство» (детский санаторий «Кульдур») и декоративных вставках для оформления гостиницы «Амур» (Хабаровск) использовались куски литого и блоки торцевого стекла. Н. Вдовкин с коллективом художников и мастеров исполнил декоративные панно для бара гостиницы «Интурист» и оформил центральный холл администрации г. Хабаровска.  

  Дальний Восток в середине 70-х годов – это бурно развивающийся регион страны. Строительство производственных, социальных и культурных объектов в крае требовало художественно-эстетического решения. Востребованными стали художники-монументалисты, проектировщики интерьеров, художники декоративно-прикладного искусства. В 1974 г. в Хабаровске была создана комиссия по монументально-декоративному искусству, пущен завод керамических изделий, начато строительство скульптурно-производственного цеха Хабаровского фонда художников. Хабаровские художники получили возможность реализовывать творческие работы в форме производственных заказов.

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  10 стр.