тел. 8 (4212) 21-11-64











































ХУДОЖНИКИ

Вдовкин Николай Михайлович

Опубликовано  20.09.2012 | ХудожникиТема | Декоративно-прикладное искусство | Секция ДПИ

Род. 1948 Художник декоративно-прикладного искусства. Член СХ СССР с 1975 года. Заслуженный художник Российской Федерации с 2002 года. Академик Российской академии художеств с 2007 года.

 

  Вдовкин Николай Михайлович родился 3 мая 1948 года в селе Петровке Карагандинской области. В 1972 окончил факультет интерьера и мебельного оборудования Московского Высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановское). В 1972-1975 годах работал в художественно-промышленных мастерских Художественного фонда РСФСР в г. Комсомольске-на-Амуре. В 1975-1985 годах – в художественно-промышленных мастерских г. Хабаровска. В 1984-1989 – председатель Хабаровской организации СХ РСФСР.

  Н. М. Вдовкин – художник декоративно-прикладного искусства, работает со стеклом (витраж) и художественной эмалью по металлу. С 1989 г. живет в с. Побегаевке, Ставропольского края. С 1991 года - организатор российских и международных приватных симпозиумов по эмали на базе своей мастерской; с 1998 г. – преподаватель в Высшей школе дизайна, работает в должности профессора Южного Федерального университета (г. Железноводск, Ставропольского края).

  Вдовкин Николай Михайлович – признанный лидер российской школы эмальерного искусства, как в России, так и за рубежом. Становление и формирование творческой личности художника состоялась на Дальнем Востоке. Молодые художники Н. Вдовкин, А. Орехов, С. Карих выполнили архитектурно-памятный ансамбль на площади Славы г. Хабаровска, посвященный 30-летию Победы (1975).

  Творческие семинары по монументальному искусству под руководством С. Павловского и знакомство с технологией стеклопроизводства Неманского завода увлекли художника. Первые витражи - «Цвети, мой край родной» (пузырчатое литое стекло) и «Музыка» (техника слоистого стекла) в школе № 30 г. Хабаровска стали новым явлением оформления эстетической среды общественного интерьера. Художника привлекали цвето-световые эффекты прозрачного стекла и позволили выполнить ряд замечательных произведений. Витраж «Детство» для детского санатория «Кульдур» и декоративные вставки для оформления гостиницы «Амур» исполнены в сочетании литого и блоков торцевого стекла. Наиболее выразительны в художественном решении витражи в двух симметрично расположенных кафе-барах пресс-центра стадиона им. В. И. Ленина: «Хоккеисты», «Победители», «Борцы», «Эстафета», «Спорт».

  Ранние эмальерные произведения (1980-1990) обладают большой декоративностью, где в основе лежит пластический силуэт, условный рисунок, локальные цветовые отношения, обогащенные разнообразными технологическими эффектами. Художник восхищается фактурными сборками эмали (кракле), солевыми приемами, цвето-тональными заливками и другими возможностями горячей эмали. Экспериментирование подсказывает ему подсознательные древние и вечные архетипы, сложные мифопоэтические образы, как будто вышедшие изнутри творца. Сюжетами в ранних работах становятся чрезвычайно напряженные персонажи, погруженные в раздумье, как бы предчувствующие трагические события: «Лик» (1978); «На Камчатке» (1986), «Дерсу Узала» (1987); «Большой улов» (1987); «Взгляд» (1988). «Нападение на кентавра» (1989) и др.

  Начало 90-х годов характеризуется христианскими сюжетами: «Апокалипсис»; «Материнство» (1994); «Древние мотивы» (1994)и др. Художник находит тончайшие живописные нюансы и декоративные возможности материалов, что позволяет создавать сложные мирские сюжеты и образы: «Седоки» (1995); «Сынок» (1995); «Хищница» (1995); «Утраченная святыня» (1995); «У очага» (1996); «Бывалый» (1996) и др.

  На рубеже XX-XXI веков меняется творческая манера художника, произведения становятся более целостными и монументальными. Художник неоднократно обращается к философскому образу Птицы, который выражается через цвет – «Белая птица»; «Синяя птица», «Красная птица» (2001). Сюжет нашел свое развитие и продолжение - «Птица счастья» (2004), «Сплетня» (2005), Серия «История одной птицы (2005)и др. Но главной темой, проходящей через все творчество художника, остается образ женщины, олицетворяющий материнство, жертвенность, совесть, плодородие, нежность: «Мать и дитя» (2000), «Материнство» (2000), «Невеста» (2000), «Нежность» (2000) и др.

  В последние годы художник обращается к темам о вечности: «Я сберегу тебя, сынок» (2006); «Не улетай, мама» (2006); «Времена» (2007), «Белое и черное» (2007), «Лишний» (2007), «Таинственный всадник» (2007), «Ловля единорога» (2007) и др. Некоторые христианские темы доводятся до современного звучания.

  Произведения Н. Вдовкина обладают характерным узнаваемым языком, своеобразным динамичным рисунком с декоративными и фактурными элементами, широкой цветовой палитрой, технической свободой, разнообразными художественно-выразительными эффектами. Любимый размер – панно в размере станковой картины. Выразительность образов строится на индивидуально-авторском решении вечных тем - любви, борьбы добра и зла.

  Творчество Николая Вдовкина как художника и как учителя сыграло важную роль в эмальерном искусстве Дальнего Востока и европейских стран. Он активно занимается педагогической деятельностью – профессор Высшей школы дизайна в Железноводске, проводит творческие семинары, симпозиумы у себя дома. Совместно с Валентиной Вдовкиной они делают групповые, персональные выставки в Кисловодске, Железноводске, Минеральных водах, Москве, Италии, Германии, Венгрии, Швейцарии.

  Н. М. Вдовкин - лауреат Золотой медали Академии художеств России (2002).

  Н. М. Вдовкин – участник многих краевых, зональных, республиканских, всероссийских, всесоюзных и международных выставок.

  Произведения хранятся в коллекциях: Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва); Дальневосточного художественного музея (г. Хабаровск); Музея изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре); Музейно-выставочном центре Забайкальского края(г. Чита); Музея эмальерного искусства (г. Химмерод, Германия); музеев г. Переславля-Залесского и г. Ставрополя; а также в музеях: г. Кечкемет (Венгрия); г. Паланга (Литва).

 

Художник в Париже. 2004

Левкас, акрил, медь, горячая эмаль. 70 х 70