тел. 8 (4212) 21-11-64

Мемориал

Высоцкий Василий Николаевич

Опубликовано  14.10.2012 | МемориалТема | Живопись

1908-1986 Живописец. Член СХ СССР с 1941 года

 

  Родился 6 января 1908 года в селе Сергеевка Хабаровской губернии. По окончании семи классов был направлен отделом народного образования в художественно-промышленный техникум г. Благовещенска. В 1931 году окончил техникум (педагог П. С. Евстафьев).

  Преподавал изобразительное искусство в средних школах города Благовещенска.

  С 1932 года участвует в художественных выставках, что означает для художника начало профессиональной деятельности. Первое профессиональное поощрение получил в 1941 году – был удостоен премии Союза художников РСФСР за произведение «Удэгейская мать». В 1941 году избран первым председателем Хабаровской организации Союза художников, был первым среди тех, кто стоял у истоков профессиональной художественной жизни на Дальнем Востоке. В 1955 году участвовал во Всесоюзной художественной выставке художников–маринистов картинами «Сейнера», «Прибой».

  В 1957 году был избран делегатом 1 Всесоюзного съезда художников.

  Дальневосточник по рождению создал более 1000 пейзажей, но главным в своем творчестве считал полотна на тему Гражданской войны на Дальнем Востоке. «Гибель разведчика», «За землю, за волю», «Народ поднялся» - огромные многофигурные композиции свидетельствуют о выполнении художественного заказа. И этот заказ выполнен искренне и с большим убеждением в справедливости и искренности темы. Картина должна непременно выполнить воспитательную функцию. Кумирами в творчестве для Василия Высоцкого были передвижники, свою позицию он часто отстаивал весьма агрессивно, отклонение в иную сторону считал предательством. «Правда жизни – высший критерий художественности», эти слова Репина стали девизом всего творчества художника Высоцкого. Искусство передвижников импонировало, как живая связь с текущей действительностью. Содержанием картины Высоцкого «Народ поднялся» является партизанская война на Дальнем Востоке. То, что картина композиционно напоминала известное полотно Сурикова «Боярыня Морозова», не возбранялось. Напротив, соответствовало официальной позиции, каноном которой также являлось реалистическое искусство передвижников.

  Его академией была дальневосточная тайга, палатка и разборный каминчик зимой. Его искусство имеет свой ни с чем не сравнимый колорит, имеет свое мощное звучание, и это звучание дают неповторимая природа, огромная территория, именуемая Дальним Востоком. Здесь родился художник, этой земле посвятил свое творчество, в этом заключается неоспоримая ценность его творчества. Пейзажи Высоцкого - его искренняя любовь и удивительные знания, понимание тончайших нюансов в жизни природы, дарованной человеку. «В лимане Амура», «Осенний сон», «Дыхание весны», «У берегов Камчатки», «В отрогах Сихотэ-Алиня» - сотни километров исходил художник, забираясь в самую чащу дальневосточной тайги, знал охотников, а в ту пору, что не житель таежного поселка, то и рыбак, и охотник. Они и стали персонажами его портретной галереи. Тигролов Прокопий Перфильевич Богачев, кузнец колхоза А. К. Павлов, колхозный сторож дед Субботин, дочь рыбака - все эти герои не сочиненные, не выдуманные, это - люди, среди которых художник жил. Они - его нравственный стержень.

  «Боровая дичь» - едва ли не единственный натюрморт у художника Высоцкого, одно из значительных произведений, свидетельствующее о большом мастере и тонком живописце. В этом произведении Василий Николаевич отступил от своих идеологических пристрастий, полностью отдался живописи. Изобразительная материальность оправдана богатством изысканного оперенья птиц. И в этом натюрморте Высоцкий может поспорить с письмом самых мастеровитых академистов.

  В 70-е годы Высоцкий продолжал тему Гражданской войны на Дальнем Востоке, написал цикл картин под общим названием «Амур в огне». Особенно были отмечены его картина «Гибель разведчика» и портрет известного Героя гражданской войны на Дальнем Востоке Ивана Семикоровкина.

  Творчество Василия Николаевича Высоцкого - неотъемлемая часть советского искусства 30 – 50-х годов. Пожалуй, никто из художников-дальневосточников так ярко, как Василий Николаевич, не был убежден в своей миссии - служении искусству, стало быть, народу. Назвать его картины легендой, воплощенной в художественные образы, неверно. Сегодня картины художника, его огромные полотна, ценятся не только в плане художественном, это - документ человеческой веры.

  За многолетнюю творческую деятельность Василий Николаевич награжден дипломом Совета Министров РСФСР, почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР, Министерства культуры СССР, Секретариата правления Союза художников РСФСР.

  Произведения художника находятся в собраниях: Дальневосточный художественный музей (г. Хабаровск), Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова, Комсомольский - на -Амуре музей изобразительных искусств, Картинная галерея им. А. М. Федотова (г. Хабаровск), Сахалинский областной государственный художественный музей (г. Южно-Сахалинск).

 

Конные красноармейцы на берегу Тихого океана. 1971 - 1973 гг.

Холст, масло. 120 х 227

Картинная галерея им. А. М. Федотова, Хабаровск

 

Боровая дичь. 1948

Холст, масло. 65 х 89,5

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

 

Портрет колхозного сторожа. 1950

Холст, масло. 39 х 34

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

 

Удегейская мать. 1939

Холст, масло. 89 х 72

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

 

Водовоз. 1959

Картон, масло. 50 х 69,5

Картинная галерея им. А. М. Федотова, Хабаровск