тел. 8 (4212) 21-11-64




















































































































  






















































































































НОВОСТИ

15 августа в Музее истории города Хабаровска состоялось открытие персональной выставки "Мужество преодоления" Н.П. Долбилкина посвященная 100-летию со дня рождения художника

Опубликовано  12.08.2023 | НовостиТема | Живопись | Графика | Монументальное искусство | Секция графики | Секция живописи

 

Если бы нужно было выбрать образ, символизирующий судьбу Николая Павловича Долбилкина, то, мне кажется,  это был бы зеленый росток, пробившийся сквозь мертвый асфальт.

В детстве его утешала прекрасная природа Алтая, где он родился и вырос. В школьные годы занимался в изостудии у Ф.Ф.Иванчука – замечательного человека и педагога.   Его юность пришлась на время Великой Отечественной войны. Он прошел танкистом фронтовыми дорогами Европы через Румынию и Венгрию. Участвовал во взятии Праги и Будапешта, заслужил три медали «За отвагу» и другие воинские награды. Закончил войну в Китае. Победа над квантунской армией была очень трудной – по узким горным дорогам танки проходили с трудом, каково же было тем, кто шел следом за танком, упавшим в пропасть, не говоря уже об участи тех, кто упал! Почти не было воды, с водой были большие трудности. Но победили, дорогой ценой, но опять победили. Остался строить танкодром на Желтом море. Китаем всегда очень интересовался.

Демобилизован был в 1949 году и после посещения родных мест поехал поступать в Москву. Поступил  там в художественный ВУЗ, который затем перевели в Ленинград и закончил он «Штиглиц», который назывался тогда «имени Мухиной» по специализации «мозаичист». Искусство мозаики, прекрасное и древнее, всегда привлекало его. Он пристально изучал искусство Византии и Древней Руси. После окончания ВУЗа в ужас, не было ни квартиры, ни зарплаты и в принципе он не был никому не нужен. А замыслы его были ГРАНДИОЗНЫЕ.   Нет, он не выполнял, как говорится, «социальный заказ», рвалась выразить пережитое и перечувствованное его душа. Он был переполнен ужасами войны, раздумьями о судьбах родной страны, по которой он неустанно путешествовал в студенческие годы.  В основном выбирал маршруты для знакомства с древнерусскими фресками.  Очень впечатляли его фрески, но особенно полюбил он фрески  работы Дионисия с сыновьями в Ферапонтово.  Никогда в своей жизни не забывал он эти удивительные фрески, которые запали ему глубоко в душу.

Это ведь очень трудно – выразить свои представления о стране в образах. ОН БЫЛ ПЕРВОПРОХОДЦЕМ.  У НЕГО НЕ БЫЛО ОБРАЗЦОВ, НЕ БЫЛО ЧЬИХ-ТО ИДЕЙ. ВСЕ НУЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ САМОМУ И СДЕЛАТЬ НУЖНО БЫЛО В УСЛОВИЯХ ПОЧТИ НЕПЕРЕНОСИМЫХ И В ОЧЕНЬ ДУРНОМ АРХИТЕКТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.  Работал сколько мог физически,  писал огромное количество портретов, чтобы конкретизировать образы, конструировал композиции.  И вот работа близится к концу… Но вышел указ Хрущева, по которому работы со смальтой были неуместны. Ездил в Москву, добивался разрешения, добился, затем  сам заказывал смальту. ПО приезде тяжело заболел, перенес операцию и облучение, и после этого сам выложил эти мозаики за небольшую зарплату рабочего. ДА, ЭТО КАЖЕТСЯ НЕВЕРОЯТНЫМ, НЕВОЗМОЖНЫМ, НО ОН СДЕЛАЛ ЭТО! Комсомольская студия кинохроники создала несколько фильмов, посвященным этим мозаикам. По крайней мере один из них под названием «Песня моя тебе, Комсомольск!» сохранился.

В 1975 году Николай переезжает в Хабаровск. Здесь он знакомится с писателем Всеволодом Никаноровичем Ивановым,  с которым возникает тесное дружеское и очень частое общение. Много сил занимали монументальные работы, которых  было создано более двадцати, в Хабаровске, в Совгавани, Переяславке и др.  Им было создано крупное мозаичное панно и на Родине, на Алтае. Мозаика «Ландшафты Алтая» площадью 240 кв.м , с потрясающим цветовым решением, украшает профилакторий горно-обогатительного комбината в родном городе Долбилкина. С большим удовольствием он занимался живописью. Огромное количество пейзажей создано им. Более всего это пейзажи родного Алтая, меньше Дальнего Востока и Средней Азии. Предполагалась организация его выставки пейзажей в Москве, запланированной на 1993 год. Художник много и увлеченно работал в Подмосковье над пейзажами Центральной России, но… Отправленный в Хабаровск груз с ними сгорел (или был подожжен?).

А вот работа над портретами  получила свое завершение в состоявшейся в ДВХМ выставке портретов и изданной в 2004 году книгой «Моя эпоха в портретах» .

Интересны и работы художника над тематическими картинами «Первые поселенцы», « Мертвые сраму не имут» и многие другие, о которых стоило бы сказать особо. К сожалению,  посмертная судьба творчества художника больше соответствует его картине «Выхожу один я на дорогу».

 

Но поскольку «надежда умирает последней», думаю: « А может быть что-то изменится?»