тел. 8 (4212) 21-11-64

МЕМОРИАЛ

Чайкин Николай Федорович

Опубликовано  12.11.2012 | МемориалТема | Живопись

1922-2001 Живописец. Член СХ СССР с 1964 года

 

  Родился 19 декабря 1922 года в селе Прокофьево Красноярского края. На Дальнем Востоке жил с 1932 года.

  В 1940 году поступил в Благовещенский педагогический техникум на художественный факультет, который не довелось ему окончить. В 1943-44 годы работал художником в редакции газеты «Рыбаки Амура».

  Только благодаря огромной трудоспособности, постоянным упражнениям на пленэре вырос большой мастер Николай Чайкин. Его городские пейзажи Хабаровска привлекали своей достоверностью и в то же время размахом впечатлений, поскольку, как правило, город изображался с высоты птичьего полета. Второй привязанностью художника в творчестве стала река Амур, которую он наблюдал, знал и чувствовал во всех ее погодных и временных состояниях. Прежде всего - образ реки полноводной, великой, образ именно Амура-батюшки. «Большая вода», «Пробуждение Амура», «Низовье Амура» - восприятие Амура передано с удивительной эпической достоверностью.

  Сотни этюдов художника – сотни, остановленных мгновений. Небольшие этюды художника, написанные восхищенной душой. Они впечатляют живым прикосновением кисти, которая дает возможность почувствовать архитектуру создания этюда, раскрывают манеру письма художника. Вот серое свинцовое небо над сопками, здесь - распадок с рассветным туманом, в другом этюде - вековые сосны со снегом на мохнатых ветках… Как художник добирался в эти непролазные места? Его видели с этюдником и строители стадиона города Хабаровска, и строители микрорайонов, и рыбаки Николаевского порта, и Охотского побережья, и строители Байкало- Амурской магистрали, и поселка Солнечного, и геологи, и лесники… Пленэр художников прошлого века восхищает своей искренностью, которую невозможно сочинить. Такой материал помогает художнику в создании картин. «Весна на БАМе», «По дороге в Сукпай», «Николаевский порт», «Охотское побережье».

  Немногим удается передать городской пейзаж в динамике, как живой организм. Чайкин - первый художник городского пейзажа Хабаровска, его Хабаровск теперь - материал исторический. «Город строится», «Дождливый день», «Утро города» - старые и новые дома уживаются рядом, как смена поколений, город погружен в зимний холод, дома утопают в снегу. Но вот по улице, круто взмывающей вверх, едут снегоуборочная машина и первый автобус – два ярких акцента – город оживает, он уютен, наполнен людским теплом. До последних дней писал, создавал этюды Николай Федорович, будучи почти слепым. Видимо, память у художника остается на кончиках пальцев навсегда.

  Никакие перемены не могли повергнуть художника Чайкина в уныние. Он обладал энергичным характером, общественная деятельность его никогда не угнетала. Много сил положил на устройство Хабаровского Союза художников. Он мог найти материальную базу, которая поддерживала жизнедеятельность организации. Благодаря нему создавался Художественный фонд, который и был основным подспорьем для художников. При его участии были построены скульптурный цех, мастерские. Николаю Федоровичу удавалось сочетать творчество и текущую рутинную работу директора Художественного фонда. Он умел находить общий язык с властью, никогда не входил с нею в конфликт, долгое время возглавлял партийную организацию Хабаровского Союза художников.

  Николай Федорович Чайкин - участник выставок с 1946 года: всесоюзных, республиканских, зональных, краевых. Персональные выставки прошли в 1972, 1988 годах.

  Художник имеет награды: медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

  Произведения находятся в собраниях: Дальневосточный художественный музей (г. Хабаровск), Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова, Музей изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре), Картинная галерея им. А. М. Федотова (г. Хабаровск), Сахалинский областной государственный художественный музей (г. Южно-Сахалинск).

 

Охотское побережье. 1979

Холст, масло. 70 х 120

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск