тел. 8 (4212) 21-11-64

ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1970-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 »  10 стр.

  Пейзаж всегда был ведущим жанром в изобразительном искусстве Дальнего Востока. Дальневосточная природа – источник вдохновения многих художников. Пейзажные панорамные картины А. М. Федотова: «Первый снег», «Охотское побережье», «Мыс Грозный», «Утро в горах», «Рыбацкий причал на Севере», «В лимане Амура» - это произведения огромного эмоционального состояния и высокого живописного мастерства. Работы большеформатные, многоплановые, с большим пространством, сложные по колориту. Это суровая, нетронутая цивилизацией дальневосточная природа.

  Наиболее привлекательными для зрителей становились молодежные выставки, где наряду с исторической и героической тематикой выставлялись совершенно «новые» художественные произведения, в которых главным становилась не только тематическая направленность, но и индивидуальность художника, открытость увиденного, душевное сопереживание событиям. Художники, возможно, не всегда убедительно могли самостоятельно рассуждать,  изобразительно размышлять о месте и назначении человека в современном мире. В марте 1972 г. в помещении Дальневосточного художественного музея состоялась выставка произведений молодых художников, и в октябре 1972 г. в залах ДВХМ проходила краевая  выставка, посвященная 50-летию освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев. Эти экспозиции имели чрезвычайно важное место в развитии хабаровской школы дальневосточного искусства. Они стали неким поворотом в сторону  эксперимента, поиска новых форм и методов творчества, профессиональной  самореализации художника.

  Подтверждением высокого художественного уровня произведений хабаровских художников является отбор и участие художественных произведений в экспозициях центральных выставок страны. На республиканской выставке молодых художников в июне 1972 г. участвовали девять наших молодых и уже известных художников: А. Гуриков, В. Смирнов, Павлова, Г. Павлишин, С. Заровный,  Суриков, А. Турчевский, И. Ярыш, Р. Яушева.  В августе 1972 г. В. Смирнов и Р. Яушев стали участниками Всесоюзной выставки молодых художников, открывшейся в Центральном выставочном зале (Манеже). [10]

  Художественно-графический факультет ХГПИ становился дальневосточным центром подготовки художников. Новое поколение выпускников, которые стали известными художниками и  добились высоких успехов в искусстве:  Владимир Бабуров, Наталья Заровная, Нелли Патехина (выпускники 1968); Роман Цымбало (1969); Игорь Захаров (Росс),  Анатолий Макашин, Павел Трач (выпускники 1970);  Анатолий Блажнов, Николай Вагин, Сергей Золотарев, Александр Лепетухин, Валерий Сахатов,  Владимир Торгашин, Вадим Федоров (1971); Николай Акишкин, Юрий Быков, Владимир Хромов (1972);  Виктория Романова, Виктор Чайка, Наталья Огнева (1973); Анатолий Карташов, Анатолий Нежинский (1974),  и многие другие. К сожалению, почти все приехавшие преподаватели из центральных художественных вузов, разъехались, и педагогическую деятельность продолжили, возглавили выпускники художественно-графического факультета, как бы транслируя, повторяя опыт своих учителей. На факультете работали преподавателями: В. Амельянчик, Э. Буданцев, Е. Бурлов, А. Гуриков, В. Джунь, Ю. Желудев, С. Заровный, Н. Заровная, Г. Кутуров, Л. Мильниченко, В. Смирнов, Р. Юрьянов.

  Новое поколение хабаровских художников не просто входило в художественную жизнь края. Конфликт между старшим поколением и молодыми художниками был явным, но не открытым. Он вызывал дискуссии, внутреннее беспокойство в среде художников, споры о ценности искусства, формах и методах творчества. Опытные мастера живописи не могли внутренне согласиться с экспериментальными поисками в  реализации художественного образа. Натурно-реалистические каноны казались им  незыблемыми и составляющими основы русской  реалистической школы изобразительного искусства. Но, скорее всего, у молодых художников был протест, несогласие работать в жестких условиях тематических установок. Молодым художникам казалось - почему бы опытным и солидным художникам не работать по-другому, ведь это очевидно, что их искусство устарело и неинтересно современному зрителю.

  Определенной оппозицией официальному искусству выступили: Валерий Сахатов, Александр Лепетухин, Сергей Золотарев, Вадим Федоров, Юрий Быков, Виктор Чайка и другие художники. Они пытались доказать, утвердить свое место в мире искусства, сказать свое слово в творчестве. Отрицая «старое» искусство, в своих ранних произведениях художники больше находились в поисках новой формы, они не стремились поднимать ни политические, ни большие социальные темы. Главным становились личностные эмоциональные переживания, образно-ассоциативные и формалистические поиски – в области цвета, пластики линий, фактуры и композиционных экспериментов.

  Наиболее яркой и заметной личностью в эти годы был художник А. Лепетухин. Он вошел в дальневосточное изобразительное искусство как инакомыслящий, не соответствующий официально принятым нормам творчества. Его «бытовая» тематика, экспрессивная композиция, «ярмарочная» цветовая гамма раздражала многих коллег-художников, но Александр Лепухин своим творчеством убедительно доказал, что настоящее искусство всегда индивидуально. В своей автобиографии А. Лепетухин  изложил свои художнические концептуальные взгляды того времени: «Я подчинялся своим прихотям, а не социально-политическим установкам. И происходило это как-то спонтанно. Я думал, что в провинции существует художественная глупость, а где-то там (в Москве, в Париже) с искусством все великолепно. Оказалось, что это не совсем так» [11].

  Молодые художники остро ощущали потребность сказать нечто противоположное устоявшимся нормам официального искусства. На первый план выдвинулись именно индивидуальные качества творческой личности: непохожесть, нестандартность, в какой-то степени оригинальность и необычность.

   В Хабаровском педагогическом институте состоялась отчетная выставка живописных работ В. Сахатова. Художник в своих работах не поднимает сложные темы, в основном, это были натюрморты, портреты, автопортрет, пейзажи, но специалисты отметили откровенно цветную живопись и увлечение пластической организацией композиции. В ранних работах художник пытался как бы свободно перемещаться из одного стиля к другому, не теряя своего «нового» найденного своеобразия. Его смелые в тот период живописные произведения, чрезвычайно чувственные и ассоциативные, построенные на ощущениях от натуры и в то же время несколько фантастические и придуманные, привлекали, заставляли нас задуматься и обратиться к своему внутреннему миру. Искусствоведы и сегодня отмечают, что эти ранние работы не утратили  своей художественности, потому что в них присутствует изысканный эстетизм цветовой гармонии, смелость вместе с одухотворенностью.

  Динамичной графикой вошел в дальневосточное искусство самобытный, профессиональный молодой художник-график Виктор Чайка. Художник резко отошел от «мелких» тем, не боялся работать над историческими сюжетами, посвященными Дальнему Востоку. Его экспрессивные, композиционно проработанные, уверенно нарисованные, сугубо не коньюктурные работы, исполненные в карандашном рисунке и  печатных графических техниках, и сегодня представляют художественную ценность.

« 1 2 3 4 5 »  10 стр.