тел. 8 (4212) 21-11-64




















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1970-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  10 стр.

  Активное развитие различных видов декоративно-прикладного искусства вызывал спор между художниками изобразительного искусства (станковистах)  и художниками декоративных искусств (прикладниках). «Вечный» спор о более главных и важных, первичных видах искусств. Живописцы и графики причисляли себя к элитарному направлению, считая художников декоративно-прикладного искусства не художниками, а мастерами, считая их «прикладывающимися к настоящему искусству». Но, несмотря на такое условное деление и определение лидерства, в эти годы  обозначилось устойчивое отношение к различным видам художественной обработки материалов. Керамика, батик, гобелен, природные материалы, ювелирные изделия,  предметы из дерева стали необходимой частью выставочных экспозиций. Таким образом, в период 70-х годов сформировались различные виды декоративно-прикладного и декоративно-монументального искусства, которые вошли в архитектурную среду городов и поселков Дальнего Востока, украсили общественные интерьеры.

  Считаем необходимым обратить внимание на развитие различных видов дизайна, способствующих повышению эстетического уровня оформления городской среды, уровня продукции, формированию художественного вкуса дальневосточников. У истоков становления дизайна стояли Владимир Соломинцев, Евгений Бурлов, Александр Гуриков, Геннадий Кутуров и др., которые в 1965 году организовали художественно-конструкторское бюро. На базе этого бюро позднее был создан Дальневосточный филиал Всесоюзного научного исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), имеющий отделы: промышленного интерьера, промышленной графики, промышленного конструирования и тяжелого машиностроения, товаров народного потребления. Такой широкий диапазон художественно-эстетических направлений способствовал изменению внешнего вида товаров и продукции, выпускаемых предприятиями Хабаровского края, а также повышению качества рекламы и оформления помещений. Сотрудниками института были выпускники ХГПИ: Геннадий Жуков,  Алексей Никитин, Сергей Шестиперстов, Владимир Ерешко, Виктор Артеменко, Юрий Желудев и многие другие худграфовцы.

  Произведения дизайнеров стали принимать на художественные выставки. Плакаты, эмблемы, товарные знаки, книги, рекламные буклеты и художественно-конструкторские проекты входили в выставочные экспозиции: республиканской выставки плаката (1972, Ленинград); Всесоюзной художественной выставки «50 лет гражданской авиации (1973, Москва); выставки Торгово-промышленной палаты СССР, (1974, Таллин), а также зональных и краевых художественных выставок.

   Заметным явлением были успехи художников на международном конкурсе плаката «Олимпиада-80» (Е. Бурлов, А. Карташов, Г. Кутуров).  

  Открытие  мастерских Художественного фонда при СХ дало движение к развитию в Хабаровском крае скульптуры.  Продолжали работать и выполняли заказы опытные скульпторы: Я. И. Мильчин,  Г. И. Потапов, И. И. Кукарин, Н. Гейц и др.

   В эти годы с большим энтузиазмом работает скульптор Ю. А. Кукуев. Автор создал галерею портретных образов революционеров и красноармейцев: «Блюхер»; «Лазо» и др., (Георгиевский зал, музей ДВО, Хабаровск). Выразительно проявилась стилистическая манера в произведении молодого скульптора Ю. А. Кукуева «Красные конники» (бронза, 1977). Скульптор Э. Д. Маловинский - автор известных монументальных произведений в г. Хабаровске: памятника маршалу Советского Союза Р. Я. Малиновскому, командарму С. М. Серышеву, рельефных композиций для мемориала площади Славы, скульптурных композиций В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Беляева и др.

   Известность в Хабаровском крае получило декоративное панно «Поэма о Приамурье», выполненное художником Г. Д. Павлишиным в 1979 году. Мозаичная картина украшает холл Дома приемов в г. Хабаровске. Художник обработал огромное количество полудрагоценных и драгоценных камней, но главное - это удачная композиция, прославляющая величие и красоту природы нашего дальневосточного края.  Геннадий Павлишин и его дочь Ирина Хромова стали признанными мастерами флорентийской живописной мозаики.

  Значительный вклад в монументальное искусство внес опытный художник старшего поколения - Н. П. Долбилкин. Его декоративно-монументальные работы выполнены в технике мозаики из смальты и цветной керамической плитки. Он оформил Хабаровский институт физкультуры и спорта, Дом ЦНТИ и другие общественные здания Хабаровска.

  С середины 70-х годов творческая деятельность художников была определена важным событием в стране - строительством железной дороги по территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Байкало-Амурская магистраль была объявлена Всесоюзной молодежной стройкой. Молодые люди со всех республик бывшего Советского Союза свыше десяти лет принимали участие в строительстве и освоении отдаленных районов страны. Тема «Стройки века» нашла своё отражение в творчестве хабаровских художников: В. Амельянчика, В. Артеменко,  Е. Вольгушева, А. Гурикова, А. Карташова, Ю. Кукуева, Г. Павлишина, Г. Палкина, С. Петухова, Д. Романюка, В. Селиванова, В. Смирнова, М. Татьяниной, П. Трача, В. Торгашина, Б. Федоровского, В. Чайки, Р. Юрьянова и многих др. Художники ездили по бамовским поселкам: Тында, Ургал, Чегдомын, Сулук и другим комсомольским стройкам, собирали «живой» материал для будущих произведений. Особенно быстрым, отражающим это время, выразительным видом искусства оказалась станковая и книжная графика. Именно в это время соединились репортажный стиль и монтажный творческий метод. Большинство графических работ носило характер журналистских заметок - зарисовок реальных встреч с молодыми строителями; сообщений о происходящих событиях на БАМе; изображением красивой тайги, которая  соединялась с индустриальными ритмами.  

  Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» отмечена книжная графика Г. Павлишина (1986). Художник  сделал тысячи графических листов, этюдов, рисунков, запечатлел стройку века и ее героев в книгах-альбомах: «Навстречу времени. От Байкала до Амура»; «В краю созидания»; «Трасса…».  Художник максимально точно запечатлел факты, события, места, время и сохранил нам память о людях этой интересной эпохи.

  Тема  Байкало-Амурской магистрали давала художникам большую возможность работать и участвовать в экспозициях: республиканской художественной выставке «Молодость России» (1976); всесоюзной выставке «Молодость страны» (1976); республиканской художественной выставке «Молодые художники России», посвященной 60-летию Ленинского комсомола (1978); 5-й республиканской выставке «Слава труду» (1978);  всесоюзной художественной выставке «По родной стране» (1978); республиканской художественной выставке  «Советская Россия» (1979);  и особенно на республиканской художественной выставке «Мы строим БАМ» (Улан-Удэ, 1979),  республиканской художественной выставки «50 лет г. Комсомольску-на-Амуре (Комсомольчк-на-Амуре, 1982) [26];  и других краевых и городских выставках.

  В творчестве художников одного поколения тема Байкало-Амурской магистрали находила авторское воплощение, отличалась индивидуальными стилистическими чертами. Графическое произведение В. Смирнова «Мостостроители», опубликованное во всевозможных печатных изданиях,  сделало художника известным в стране.  За серию работ о Байкало-Амурской магистрали художник удостоен звания «Лауреат премии Хабаровского комсомола»  и «Лауреат премии ЦК ВЛКСМ» (1976).

  Графические работы В. Амельянчика, посвященные БАМу, наполнены лирическим воображением. Серии работ: «БАМ, Ургал-1» и «Идущие впереди» (офорт, монотипия)  В. Амельянчика отмечены  «Дипломом победителя Всесоюзного конкурса «Корчагинцы 70-х» (Союз художников СССР, 1977). Художник продолжил эту тему и создал серию: «Шимановский комплекс стройиндустрии БАМа», в которую вошли цветные офорты: «Сварщики», «Летний день», «Обеденный перерыв», «Свободная минутка» и др. В. Амельянчик является лауреатом республиканской выставки «Мы строим БАМ» (Улан-Удэ, 1979).

  Тема молодежной стройки нашла воплощение в графических работах А. Гурикова: «Хроника таежных километров» (1979), «Дорогами БАМа», «К кладовым природы», «Разбуженная тайга» и др. Наибольшую известность получили офорты: «Репортаж с БАМа», «Разговор о дороге», «Рождение поселка», «Таежные дали». Несмотря на внешние черты репортажности, заявленные в этой серии, художник находит эстетическое обоснование людским характерам, интересным сюжетам, реальным событиям. В этих работах автор проявил себя как хороший композитор, умеющий выразительно отобрать изобразительный материал и нестандартно его скомпоновать, организовать сюжетное пространство.  А. В. Гуриков награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали»  (1986).

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  10 стр.