тел. 8 (4212) 21-11-64

История организации

1930-1960-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 »  11 стр.

Содержание картины - Гражданская война на Дальнем Востоке:  вдоль уходящих вглубь тайги саней стоят партизаны, они провожают своего раненого командира, наверное, в лазарет. У героев-партизан есть прототипы,  конкретные люди со своей историей жизни. Потому в художественном отношении   наброски к картине, эскизы - наиболее  ценный творческий материал.  Именно в этом материале присутствуют изобразительная подлинность и мастерство автора. Особенно выразительны эскизы и этюды, где присутствуют изображения лошадей. Высоцкий знал и любил это красивое и удивительно пластичное животное. Он знал, как следует запрягать коня,  любой знаток никогда  не найдет в его картинах неточности. Сегодня огромные полотна Василия Высоцкого:  «Народ поднялся», «Гибель разведчика», «Волочаевские дни»  ценятся не только в плане художественном, но и как  документ человеческой  веры - документ «энергии заблуждения».   Удивительной  любовью и уважением к человеку пронизаны портреты Василия Высоцкого. «Портрет колхозного сторожа деда Субботина», «Колхозный конюх Торохов» - люди много  испытавшие, трудной биографии. Портреты Высоцкого - лучшая грань в творчестве художника. Он прост, проницателен и откровенен. В одном портрете,  в пределах одного изображения, он умеет рассказать всю биографию человека,  историю его редких радостей и  бесконечных страданий.

  История Дальнего Востока большей частью связывалась с установлением и развитием здесь советской власти, эта история для советского человека была полезна и идеологически  обоснована. «Айгунский договор» - полотно художника Василия Романова, созданное им еще в 1947 году,  стало  востребованным и признанным широкой общественностью   в 90-х годах минувшего  века.  Прежде творчество Романова было больше  известно набросками  блокадного Ленинграда,  его картинами на тему мирного существования на планете Земля, его творческой отзывчивостью на события во Вьетнаме.  Выпускник Ленинградской академии,  Василий Евтропович Романов прибыл в Хабаровск из Благовещенска в 1947 году. Художник с академическим образованием в послевоенное время - большая редкость в среде дальневосточных художников.  Романов  не был дальневосточником, но смог понять, какое значение имеет для России подписание  в 1858 году Айгунского договора.  Картина Романова   «Айгунский договор» посвящена губернатору  Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому, вернувшему исконно русские земли России. Персонажей картины художник находил среди жителей города Благовещенска. Например, в создании образа  Муравьева-Амурского, со слов автора, ему помог простой рабочий завода, внешностью и благородной осанкой  напоминавший его превосходительство губернатора дальневосточных окраин России. Картину отличает не только историческая  подлинность, но и достоверность костюмов, мельчайших деталей. «Айгунский договор»  долгое время оставался едва ли не единственным полотном из истории дальневосточной  дореволюционной России.  Романов писал картину, живя в Благовещенске с населением около двухсот  тысяч,  а напротив Благовещенска  - огромное государство Китай с населением более миллиарда. Советской властью поощрялись события, связанные с Октябрьской революцией и Гражданской войной на Дальнем Востоке, поэтому в дореволюционную историю мало кто из художников заглядывал.

  «Русский человек, природный человек, он долго не держит зла», наверное, этим  прежде всего можно объяснить  привязанность русских художников, их проникновенную  любовь к жанру пейзажа. Этот жанр  всегда был сильной стороной в творчестве художников-дальневосточников. Сотни этюдов из комариного «рая» дальневосточной тайги привозили художники. Благодаря их честной  и самоотверженной работе, их искренней душе у  зрителя никогда не возникало сомнения в изобразительной правде пейзажей. Как можно  воссоздать пушистость снега на соснах,  таежный бурелом, передать зной  или жестокий холод, не испытав всей прелести дальневосточной тайги?

   С другой стороны, на местном уровне самодеятельный подход  в творчестве процветал. Иногда тема революционная или  скомпилированный патриотизм заменял истинную глубину в раскрытии темы. Когда беспомощность профессиональная прощалась из-за так называемой  проходной темы. Такого уровня тематических полотен было немало на  выставках 40 - 50-х годов.

  В 1951 году по окончании Владивостокского художественного училища в Хабаровск  приехали художники Галина Кабанова и Михаил Сергиенко. Галина Ивановна Кабанова - тонкий живописец, пишущий от сердца, в исповедальном тембре.  В ее творчестве нет случайных произведений, которые бы она писала ради хлеба насущного.  Она - живописец, умеющий рассчитывать свои силы, пишет тщательно, не спеша, потому со стороны коллег заслужила глубокое уважение.  Все ее  картины, пейзажи, натюрморты поразительно высокого художественного уровня. Картину «Ждут рыбаков»  она посвятила мужу, Михаилу Сергиенко, погибшему в 1955 году неподалеку от села Дада, где он работал на этюдах.  «Ждут рыбаков» - две фигуры замерли в ожидании. Женщина, напряженно всматривающаяся вдаль, рядом с ней - хрупкая  фигурка девочки.  Живопись  - сочная, пронизанная  воздухом. Для художника Кабановой нет  простых сюжетов, названия соответствуют изображению в картине:  «Капуста», «Грибы» - все пронизано любовью и восхищением, отсюда и живопись, заставляющая зрителя открывать для себя заново мир привычных вещей.

  В 1953 году  было ликвидировано Хабаровское краевое товарищество «Всекохудожник». И в том же году было организовано Хабаровское отделение Художественного фонда СССР.

  В 1955 году в Комсомольск-на-Амуре  приехал Николай Долбилкин, художник-монументалист. С его именем  связаны первые работы монументального  искусства на Дальнем Востоке. Николай Долбилкин  -художник-фронтовик. Война изменила психологию, изменила отношение людей к себе, но эпоха свободного творчества только грезилась.  Под замыслы  автора предоставлялись  многометровые стены на лучших объектах  строящихся зданий.  Монументальное искусство было  главным детищем идеологического фронта советской власти.  Но прежде, чем выполнить работу,  художник должен был пройти все  стороны согласования:  с заказчиком, в лице представителей власти, которые требовали идеологической наполненности  монументального замысла, с главным архитектором и художественным советом, и в то же время он должен был умудриться не выйти за рамки  материальных затрат. Чаще художнику  приходилось отстаивать свое творческое  решение, поскольку постановление «Об излишествах в архитектуре», в городах, далеких от Москвы, выполнялось с особым рвением. Творчество Долбилкина  совпало с  не лучшими годами в  советской архитектуре.    Монументальное  искусство - мозаика, роспись, сграффито, витражи -  главные украшения стеклобетонной архитектуры. Мозаика Долбилкина «Молодость и борьба», выполненная в доме культуры  завода судостроителей, олицетворяла эпоху строителей коммунизма.  Декоративное оформление в виде мозаики стало единственным излишеством, единственной роскошью в аскетической архитектуре здания.

  В конце 50-х художники из самых отдаленных мест СССР могли стать участниками больших художественных выставок - республиканских и всесоюзных.  Организация таких выставок стала возможной благодаря новой творческой структуре, образовавшейся в 1957 году  под названием «Союз художников СССР». Художественная жизнь в стране становится динамичной, разнообразной и отлаженной.  Изменился и зритель: в сравнении с тридцатыми годами он стал образованнее.  Но самое важное -  художники из далекой периферии стали ощущать себя частью  огромного творческого процесса.

« 1 2 3 4 5 »  11 стр.