тел. 8 (4212) 21-11-64

История организации

1930-1960-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 »  11 стр.

  Выставки  краевые, зональные, и всесоюзные, как высший форум художественной жизни в СССР,   стали  главным объединяющим стимулом.  На всесоюзной выставке 1957 года, проходившей в Москве, наряду  с такими именами, как В. Ефанов, И. Грек, Э. Илтнер,  К. Юон, Е. Моисеенко, А. Грицай,  М. Сарьян, А. Пластов,  было представлено  и талантливое искусство дальневосточников - Бориса Шахназарова, Алексея Федотова, Ивана Рябачука, Кирилла Шебеко.  

  В 50-х годах Хабаровск по-прежнему существовал как центр художественной жизни на Дальнем Востоке. Хабаровская организация Союза художников включала художников Камчатки, Сахалина, Амурской области, Магадана и Чукотки.  Огромная организация необъятной территории вливалась в поток советского изобразительного искусства. Художники ощущали себя  частью советского искусства. Благодаря выставкам, их творчество было востребовано, жизнь художника обретала смысл.  Интеллигенция не жила обособленно друг от друга:  жили вместе  поэты, писатели, художники, актеры, создавая духовное богатство в городе, крае, стране.  На выставках художников непременно присутствовали  поэты и писатели,  на  вернисажах поэты могли прочесть свои новые стихи, на обсуждение выставок приглашалась вся городская интеллигенция. Важнейшей деятельностью Хабаровской организации художников было не только участие в выставках. Заботой правления было привлечение художников участвовать в так называемых передвижных выставках по краю.  Передвижные выставки - едва ли не самая достойная миссия в деятельности Союза художников СССР.  Десятки передвижных выставок в год организовывал Хабаровский Союз художников:  в сельских школах, в воинских частях,  сельских клубах,  самых отдаленных поселках Севера.   Выставки этюдов и путевых зарисовок, выставки портретов, пейзажей, эстампов, плакатов.  Как для поэта очень важна  встреча со зрителем: прочесть свои стихи тем,  к кому они обращены, так и для художника нужно, чтобы картины жили среди тех, кому направлено его творчество. Житель самого отдаленного поселка мог  почувствовать живое прикосновение кисти,  увидеть оригинал.  Помимо выставочной деятельности, Хабаровский Союз художников проводил акцию «День открытых дверей», которая и на сегодняшний день была бы весьма актуальна.  В этот день в Доме художников по улице Фрунзе, 45   было многолюдно.  Все желающие могли посетить мастерские художников. Школьник, студент, рабочий завода могли побывать в святая святых -  в мастерских,  почувствовать, как рождаются замыслы, увидеть, как пишется картина, создается скульптура, узнать, что существует понятие «эскиз» к картине, скульптуре.

  После выставок малая  часть творчества художников  в лучшем случае оседала в запасниках музеев. Закупка произведений советских художников осуществлялась  государственной  закупочной комиссией, куда непременно входили государственные чиновники  отделов министерства культуры, представители музеев, художники. Далее картины  распределялись:  либо  в распоряжение музеев, либо фондохранения Союза художников РСФСР, а также в клубы, библиотеки, санатории, дома отдыха.  На местах сельской интеллигенцией стали организовываться музеи.  Душа жителя самого отдаленного поселка, деревни могла соприкасаться с изобразительным искусством современников. Как ценились  эти произведения, как ими дорожили, это уже другой вопрос.

  В период 50-х художниками-дальневосточниками было создано немало полотен, которые в настоящее время являются самым искренним и точным художественным документом, картины проверенные временем.   Искренность воплощения заложена в сотнях произведений, как духовное завещание последующим поколениям: «Сибирской дальней стороной» Григория Зорина, «Перед экзаменами» Георгия Цивилёва, «По ягоды»  Михаила Сергиенко, «Свадебное путешествие» Евгения Короленко,  «Рейд приамурских партизан» Василия Высоцкого, «Любовь»  Галины Кабановой.  

  Первым памятником в Хабаровске, установленным советской властью, был памятник  В. И. Ленину. В 1925 году осуществилась его  торжественная закладка  на площади Свободы (ныне площадь имени Ленина). Воплотить Ленина в монументальной скульптуре дозволялось не каждому скульптору, канонизированным  воплощением Ленина в скульптуре был признан образ вождя в исполнении  скульптора Манизера. В 50-е  годы самыми  активными  скульпторами Хабаровской организации  были Бобровников и Мильчин. Они имели постоянные государственные заказы, творческие командировки.

  Скульптор Леонид Бобровников известен как автор  памятника адмиралу и мореплавателю Г. И. Невельскому.  Первый памятник Невельскому был  установлен  в 1950 году в день столетия города  Николаевска-на-Амуре. Адмирал Невельской основал  Николаевский пост, исследовал значительную часть  Тихоокеанского побережья, составил карту  Сахалина, убедил современников в судоходстве устья Амура.  История  особенно привлекала художников. Ведь история - прежде всего факты, поэтому работа над художественным вымыслом доставляла любому художнику удовольствие. Воплощение темы требовало достоверности изобразительной,  но  художник чувствовал себя свободным, поскольку не было насилия над воображением.  Всем  жителям Хабаровска была известна парковая скульптура адмиралу Невельскому, ее автор также скульптор Бобровников. Она  прекрасно вписывалась в ландшафт парка, теперь уже  бывшего, когда-то любимого места отдыха хабаровчан.

  Работы этого талантливого скульптора - «Арсеньев», «Невельской»,  «Ушинский»  свидетельствуют о зрелости профессиональной и художественной выразительности образов, произведения выдержали испытания временем.

  Монумент  русскому землепроходцу  Ерофею Павловичу  Хабарову по праву считается самым значительным памятником в городе Хабаровске.  Он был  установлен в 1958 году в связи со столетием со дня основания города. Автор монумента  Абрам Пейсахович Мильчин.  «Поколения будут с любовью вспоминать имя скульптора, создателя такого произведения  искусства. Поэтому я горд, что Вы, товарищ Мильчин, создали памятник Хабарову», - из письма  писателя С. Боржеса, адресованного художнику.

« 1 2 3 4 5 »  11 стр.