тел. 8 (4212) 21-11-64




















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1930-1960-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 11 »  11 стр.

   Для  других  художников Дальний Восток был не только темой и  вдохновением  в творчестве, они реализовали себя благодаря  кровной связи с Сибирью и Дальним Востоком.  Поэтому эта земля в их творчестве раскрылась в высоком художественном воплощении. Федотов, Зорин, Рыбачук, Шебеко  не сетовали на изоляцию от основной  художественной жизни и не ощущали остро расстояний.   Система  «Союз  художников СССР» была призвана организовать художников, создать  условия согласно таланту и вкладу  в искусство. Творческие дачи художников  находились  в живописнейших местах Советского Союза - Крым, Подмосковье, Рижское взморье, Байкал.   Здесь художник мог творить на полном государственном обеспечении. Дачи давали огромный творческий стимул и возможность общения между мастерами, особенно это было необходимым  для тех, кто начинал свой путь в искусстве.  

  Где бы человек ни жил - в Москве, в Нью-Йорке, Сибири или на Аравийском полуострове - все были потрясены прорывом в космос. Советский Союз стал державой, открывшей человечеству дорогу киным мирам.  Но не  только  космос овладел умами, это было  время  грандиозного строительства, покорения рек.  Человечество занимало необжитые,  фантастически привлекательные места: Чукотку, Камчатку, Арктику и Антарктику.  Это было  время великого человеческого любопытства.  Монтажный способ графики как нельзя лучше подходил  к отражению динамичной жизни 60-х годов. Художник Евгений Вольгушев  создает цикл графических листов о  космосе, где главный персонаж - Циолковский.  Внимание Вольгушева привлекали вулканологи, геологи, он создает  серии:  «Таежные будни»,  «По Чукотке». Художник  Василий Зуенко сам ходил  на рыбачьих сейнерах в Охотское море, поэтому его офорты  «Рыбацкие будни»   так достоверны и непосредственны. Чукотка Василия  Романова и Евгения Вольгушева, Камчатка и Сахалин  Алексея Федотова и Григория  Зорина,  Камчатка Нелли  Баранчук -  север  Советского Союза стал территорией  вдохновения для многих художников и писателей, и не только для дальневосточников.

  Но художественные искания поколения шестидесятников были различны. Для  некоторых художников грандиозные  события не стали потрясениями, тема  «тихая моя родина» была ближе к их душевному состоянию. Такие работы были очень близки и зрителю, поскольку Россия, большая коренная Россия, -  прежде всего, выходцы из деревень и сел.  Среди хабаровчан особенно выделялись работы Дмитрия  Романюка.  Художник поэтического склада ума, деликатный и без каких-либо амбиций.  Его работы замечательно выражали лирическую сторону  жизни общества. Тонкая поэзия повседневной жизни, музыка леса, мир детства, цветной и ясный: «Лето», «Музыка леса», «Детство».  

  И в творчестве  Н. Е. Баранчук сильной стороной всегда было чувство, которое и определяет тон ее живописи.  Нелли Евгеньевна,  выпускница Алма-Атинского художественного училища,  волей судьбы оказалась на Дальнем Востоке, так непохожем красками и солнцем на природу Средней Азии. Уважение к традициям пленэрной живописи, любовь к натуре привил ей  педагог А. Черкасский.  Для  Баранчук всегда обязательными были поездки в самые неожиданные и климатически противоположные места  огромного СССР. Дагестан и Чукотка, Камчатка и академическая дача  «Горячий ключ» в Крыму.  К путешествиям ее подталкивали восприимчивость и жадность к новым испытаниям в живописи: от разбеленного пленэра до сочной пастозности и  выразительной декоративности в последних работах мастера (хабаровский период творчества).  

  Художественную жизнь Хабаровска представить без Евгения Михайловича Фентисова невозможно. В 1960 году по окончании ВГИКа  он приехал в Хабаровск, его пригласили на службу на недавно организованный  художественно-графический факультет педагогического института. Долгие годы Евгений Михайлович не мог оставить факультет, будучи человеком обязательным и ответственным. Творчество для него не было временем отдохновения, сказать так - оскорбить Фентисова. Его щепетильность и огромная ответственность, высоконравственное отношение к  искусству объясняют его поздний  выход «на суд» зрителя. В пятидесятилетнем возрасте он заставил себя  организовать персональную выставку. До этого считал невозможным давать свои работы на выставки. Главная заслуга времен преподавательской  деятельности Евгения Михайловича  на  художественно- графическом факультете – его влияние на умы молодых людей. Выпускники факультета безмерно благодарны педагогу Фентисову за широту взглядов, за умение думать и чувствовать в широких рамках искусства. Выпускники факультета, прежде всего учителя рисования и черчения, должны были идеологически существовать в рамках реалистического искусства. Он первый познакомил своих питомцев с понятиями: импрессионизм, постимпрессионизм, русский серебряный век.   Многие художники, состоявшиеся уже  в 70 - 80-е годы, считают  Евгения Михайловича своим педагогом, кардинально повлиявшим на их судьбу.   Пастель стала главным пристрастием в его творчестве, художник отступил  от  ее традиционной камерности. Как техника камерная, лирическая, исповедальная  она его не волновала. Из дальневосточных художников мало кто обращался к этой технике, время требовало масштабности в раскрытии темы.  А пастель, в ее традиционном понимании, не соответствует динамике грандиозных замыслов.   Но все эти знакомые темы о тружениках и рыбаках звучали в работах Фентисова совершенно иначе: за счет экспрессии цвета, не боясь деформировать форму, он создавал иное мироощущение, иной мир.   «Двое»,  «Женщина с ведрами», «Колыбельная» - все знакомо, но есть какая-то тайна в мироощущении, будто человек знал и чувствовал тайну этого бытия. Жизнь, как сменяющийся ритуал повторяющихся событий во времени и пространстве, и в этом бытие есть мистическая сторона. Евгений Михайлович сетовал на потерянное время, которое он отдал картинам, где в большей степени отражена жизнь текущей действительности, трудовым будням. Но именно в произведениях этого периода, в которых мы узнаем рыбаков, жителей Амура, мы узнаем и манеру Евгения Фентисова. Художник-шестидесятник, страдающий и сомневающийся, с чрезмерной требовательностью к себе, рассматривающий свое творчество не местечково, соотносил его с тенденциями современного искусства. Мучился тем, что не смог реализовать себя в полной мере, но, кто знает, быть может, эти муки и сомнения и подвигли художника на глубокие размышления в произведениях, превратив камерную и воздушную технику пастели в наполненные глубоким смыслом и жизнью листы. В последних работах Евгений Михайлович пытался форсировать то, что он не мог себе позволить долгие годы: создать монументального звучания плоскости. Как пример блестящего мастерства приводил Михаила Шемякина.

  В июле 1967 года, во Владивостоке, была открыта Вторая зональная выставка «Советский Дальний Восток». Особенно были отмечены произведения: триптих о Блюхере В. Степанова, пейзажи А. Федотова, натюрморт «Золотая кета» Б. Шахназарова, графика А. Гурикова, В. Смирнова, Д. Романюка. Далее их произведения экспонировались перед огромной аудиторией Советского Союза на всесоюзной выставке «Советская Россия».

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 11 »  11 стр.