ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1930-1960-е годы
Опубликовано 30.01.2013 | История организации
Художникам поколения Петухова жизнь давала такой масштаб замыслов, что не надо было в муках рождать и напрягать воображение. Их детство 20 - 30-х годов пришлось на излом многовекового уклада жизни многих поколений. Гражданская война как следствие революции, юность – отечественная война и… опять разруха. Поэтому Иван Сергеевич особенно любил писать картины, в которых жизнь будней и простых радостей полны солнца, тепла и душевного здоровья.
Портрет и жанровая картина занимали особое место в творчестве Владимира Дмитриевича Овчинникова. Портреты вождя всех народов товарища Иосифа Виссарионовича Сталина, героев Гражданской войны. Жанровые картины, где персонажи живут обычной жизнью «Девушка с коньками», «На побывку едет…». Ему импонировало творчество советских художников Стожарова, Лактионова, Токарева, художников Ткачевых, увидевших смысл и чувство высокой поэзии в простой обыденной жизни.
Историческая картина «Капитан Дьяченко» художника Владимира Овчинникова мало известна. Образ капитана Дьяченко, созданный Владимиром Дмитриевичем, пожалуй, более всего близок к исторической правде. Документов, говорящих об облике первого строителя, основателя форпоста, будущего города Хабаровска, нет. Внешность и характер Дьяченко не засвидетельствованы ни в каких-либо документах, ни в рисунках, не сохранились и фотографии капитана. «Капитан Дьяченко» - на фоне Амура и утеса, места высадки батальона, изображена фигура капитана Дьяченко во весь рост. Перед взором капитана открылись необжитые места, красивые и суровые, в то же время, природа и полноводная река, говорят ему об условиях, приемлемых для жизни человека. Мало, очень мало художественных произведений в дальневосточном изобразительном искусстве, что помогли бы нам воскресить историческую память. Воспроизведения этой картины нет ни в альбомах, ни в художественных открытках. Очень жаль, ведь картину «Капитан Дьяченко» Владимира Дмитриевича можно отнести к лучшим произведениям из истории Российского государства.
«На Амуре. Художник Медынский» - одно из лучших произведений художника Овчинникова, кажется, написано легко, свободной кистью мастера в лучших традициях русской пленэрной живописи. Существует непререкаемая истина в словах художника: «Время главный судья». После долгого томления в запаснике, это полотно экспонировалось на одной из краевых выставок в 2005 году (г. Хабаровск), оно зазвучало неожиданным шедевром свежо и современно. Владимир Дмитриевич в реформах 90-х годов чувствовал себя не ко времени: другая жизнь, другие ценности. Художник отказался от мастерской, его храмом стала вера, и ей, так же искренне, как искусству, отдал себя художник.
Произведения Николая Федоровича Чайкина понимали и любили не только на уровне власти, но и те, кого называют народ. В 1940 году Николай Чайкин поступил в Благовещенский педагогический техникум на художественный факультет, который не довелось ему закончить: началась война. Во время войны работал художником в редакции газеты «Рыбак Амура». Только благодаря огромной трудоспособности, постоянным упражнениям на пленэре из него вырос большой мастер. Известность художник получил благодаря пейзажам города и реки Амур. Прежде всего его занимал образ реки, полноводной, великой - именно образ Амура-батюшки. Пейзаж «Большая вода» - река передана с удивительной эпической достоверностью. Десятки, сотни этюдов созданы им непосредственно на пленэре в поездках по краю. Небольшие этюды художника впечатляют живым прикосновением кисти, которая дает возможность почувствовать архитектуру создания этюда, раскрывают манеру письма художника: «Город строится», «Дождливый день», «Хехцир. Осень».
Другая творческая привязанность художника - городской пейзаж. Немногим удается передать город в динамике, как живой организм. «Утро города» - старые и новые дома уживаются рядом, как смена поколений, город погружен в зимний холод, дома утопают в снегу. Но вот по улице, круто взмывающей вверх, едут снегоуборочная машина, первый автобус – два ярких акцента – город оживает, он уютен, наполнен людским теплом. Его небольшие городские пейзажи создают историю строительства Хабаровска, рассказывают, как он рос и развивался, а вместе с ним менялись поколения жителей, оставляя свою любовь и добрую память. В больших городских панорамных пейзажах художника теряются непосредственность и искренность восприятия, нет тонкости и материальной достоверности живописного изображения, что покоряет в его этюдах. Однако никакие перемены не могли повергнуть художника Чайкина в уныние. До последних дней писал, создавал этюды, даже будучи почти слепым. Видимо, память у художника остается на кончиках пальцев навсегда.
Весьма неординарной личностью даже в среде художников был Евгений Короленко. Его невозможно не упомянуть, хотя он жил в городе Комсомольске-на-Амуре. Есть люди, которых невозможно ограничить географически. Его пребывание в Хабаровске было слишком заметным, он не участвовал в шумных мероприятиях, но трудно представить человека, в котором бы совмещалось столько несоединимых свойств характера. Внешняя импозантность заключалась не в манере одеваться, а в манере вести наставительные беседы о духовных непреходящих ценностях. Эти беседы не всегда можно было соотнести с его практической жизнью, в которой он не терялся. Он всегда участвовал в непримиримых спорах, мог дать жесткий отпор не согласным с его позицией. Ему часто доставалось за то, что в своих картинах он творит легенду о жизни. Да, легенда о жизни, красивая сказка присутствует и в плакатном образе строителя коммунизма, и в его картинах «Покой», «Нанайский охотник», «Коррида»… Но загадка его творчества в том и состоит, что художник и не ставил задачи передать «правду» жизни. Он выбрал поэзию чувств, в этом и состоит его художественная правда, он ее добивался за счет красоты образа. Если решение картины требовало стилизации образа, то оно в его картинах было органично и уместно: «Покой». В своих произведениях Короленко не повторялся. Иные замыслы требовали иных решений. Его метафорические композиции «Поверженный враг», «Конь счастья» представляют собой символы, определения, их решение нарочито плакатно. Эти произведения с ярко выраженной позицией автора, и потому требовали лаконичности и доступной для понимания формы. Евгения Васильевича часто корили за излишнюю гиперболизацию и романтизм. За мечту и воображение нельзя осуждать. Сегодня произведения Короленко воспринимаются не иначе, как произведения человека, который любил жизнь и относился к ней с удивительной открытостью.