тел. 8 (4212) 21-11-64




















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1930-1960-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  11 стр.

  Художникам поколения Петухова  жизнь давала такой масштаб замыслов, что не надо было в муках рождать и напрягать воображение.   Их детство 20 - 30-х годов пришлось на излом многовекового уклада жизни многих поколений. Гражданская война как следствие революции, юность – отечественная война и… опять разруха.  Поэтому Иван Сергеевич особенно любил писать картины, в которых жизнь будней и простых радостей полны солнца, тепла и душевного здоровья.

  Портрет и жанровая картина занимали особое место в  творчестве   Владимира Дмитриевича  Овчинникова. Портреты вождя всех народов товарища Иосифа Виссарионовича Сталина,  героев Гражданской войны.  Жанровые картины, где персонажи живут обычной  жизнью  «Девушка с коньками», «На побывку едет…».  Ему импонировало творчество  советских художников Стожарова,  Лактионова, Токарева, художников Ткачевых,  увидевших смысл и чувство высокой поэзии в простой обыденной жизни.

  Историческая картина «Капитан Дьяченко» художника  Владимира Овчинникова  мало известна.  Образ  капитана Дьяченко, созданный  Владимиром Дмитриевичем, пожалуй, более всего близок к исторической правде.  Документов, говорящих об облике первого строителя, основателя форпоста, будущего города Хабаровска, нет.  Внешность и характер Дьяченко не засвидетельствованы ни в каких-либо  документах, ни в  рисунках, не сохранились и  фотографии капитана. «Капитан Дьяченко» - на фоне Амура и утеса, места высадки батальона, изображена фигура капитана Дьяченко во весь рост. Перед взором капитана открылись необжитые места, красивые и суровые, в то же время,  природа и полноводная река, говорят ему об условиях, приемлемых для жизни человека. Мало, очень мало художественных произведений в дальневосточном изобразительном искусстве, что помогли бы нам воскресить историческую память.  Воспроизведения  этой картины нет ни в альбомах, ни  в художественных открытках. Очень жаль, ведь картину «Капитан Дьяченко»  Владимира Дмитриевича можно отнести  к лучшим произведениям из истории Российского государства.

  «На Амуре. Художник Медынский» - одно из лучших произведений художника Овчинникова, кажется, написано легко, свободной кистью мастера в лучших традициях русской пленэрной живописи. Существует непререкаемая истина в словах  художника: «Время  главный судья». После долгого томления в запаснике, это полотно  экспонировалось на одной из краевых выставок в 2005 году (г. Хабаровск), оно зазвучало неожиданным шедевром свежо и современно.    Владимир Дмитриевич в реформах 90-х годов чувствовал себя не ко времени: другая жизнь, другие ценности. Художник отказался от мастерской, его храмом стала вера,  и ей, так же искренне, как искусству, отдал себя художник.  

  Произведения Николая Федоровича Чайкина понимали и любили не только на уровне власти, но и те, кого называют народ.  В 1940 году Николай Чайкин  поступил в Благовещенский  педагогический техникум на художественный факультет, который не довелось ему закончить: началась война.   Во время войны работал художником  в редакции газеты «Рыбак Амура». Только благодаря  огромной трудоспособности, постоянным упражнениям на пленэре из него  вырос большой мастер. Известность художник получил благодаря пейзажам города и  реки Амур. Прежде всего  его занимал образ реки, полноводной, великой - именно образ Амура-батюшки.  Пейзаж «Большая вода» - река передана с удивительной эпической достоверностью.  Десятки, сотни этюдов созданы им непосредственно на пленэре в поездках по краю.  Небольшие этюды художника впечатляют живым прикосновением  кисти, которая дает возможность почувствовать архитектуру   создания этюда, раскрывают манеру письма художника:  «Город строится»,  «Дождливый день»,   «Хехцир. Осень».

  Другая творческая привязанность художника - городской пейзаж.  Немногим удается передать город  в динамике, как живой организм. «Утро города» - старые и новые дома уживаются рядом, как смена поколений, город погружен в зимний холод, дома утопают в снегу. Но вот по улице,  круто взмывающей вверх, едут снегоуборочная машина, первый автобус – два ярких акцента – город оживает, он уютен, наполнен людским теплом. Его небольшие городские пейзажи создают  историю строительства Хабаровска, рассказывают, как он рос и развивался, а вместе с ним менялись поколения жителей, оставляя свою любовь и добрую память. В больших городских панорамных пейзажах художника теряются непосредственность и искренность восприятия, нет тонкости и материальной достоверности живописного изображения, что покоряет в его этюдах. Однако никакие перемены не могли повергнуть художника  Чайкина в уныние. До последних дней писал, создавал этюды, даже будучи почти  слепым. Видимо, память у художника  остается на кончиках пальцев навсегда.

  Весьма неординарной личностью даже в среде художников был Евгений Короленко. Его невозможно не упомянуть, хотя он жил в городе Комсомольске-на-Амуре. Есть люди, которых невозможно ограничить географически. Его пребывание в Хабаровске было слишком заметным, он не участвовал в шумных мероприятиях, но трудно представить человека, в котором бы совмещалось столько несоединимых свойств характера. Внешняя импозантность заключалась не в манере одеваться, а  в манере вести  наставительные беседы о духовных непреходящих ценностях. Эти беседы не всегда можно было соотнести с его практической жизнью, в которой он не терялся. Он  всегда участвовал  в непримиримых спорах,  мог дать жесткий отпор не согласным с его позицией.  Ему часто доставалось за то, что в своих картинах он  творит легенду о жизни. Да, легенда о жизни, красивая сказка  присутствует и в плакатном образе строителя коммунизма, и  в его картинах   «Покой»,  «Нанайский охотник», «Коррида»…    Но загадка его творчества в том и состоит, что художник  и не ставил задачи передать «правду» жизни. Он выбрал поэзию чувств, в этом и состоит его художественная правда, он ее  добивался за счет красоты образа. Если решение картины требовало стилизации образа, то  оно в его картинах было органично и уместно: «Покой».  В своих произведениях Короленко не повторялся. Иные замыслы требовали иных решений. Его метафорические композиции  «Поверженный  враг», «Конь счастья» представляют собой символы, определения, их решение  нарочито плакатно. Эти  произведения с ярко выраженной позицией автора, и потому  требовали  лаконичности и  доступной для понимания формы.   Евгения Васильевича часто корили за излишнюю гиперболизацию и романтизм.  За мечту и воображение нельзя осуждать. Сегодня произведения Короленко воспринимаются не иначе, как произведения человека, который  любил жизнь и относился к ней с удивительной открытостью.

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  11 стр.