тел. 8 (4212) 21-11-64




















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1930-1960-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  11 стр.

  В  декабре 1960 года  Пленум Союза  художников РСФСР  утвердил организацию  восьми так называемых художественных зон. Одна из них - дальневосточная  зона,  объединяла  художников Дальнего Востока:  Хабаровского и Приморского краев,  Магаданской, Амурской и Читинской областей. Также сюда входили художники Якутии,  Бурятии, Чукотки, Камчатки, Сахалина. Был создан зональный выставком, намечена конференция на февраль 1961 года.  На зональных выставках художник  мог видеть себя в широком формате, терялось ощущение творческой изоляции и периферийности.  Другой немаловажной  стороной зональных выставок являлась закупка произведений, которая осуществлялась по итогам выставки, далее картины поступали в распоряжение либо музеев, либо    Художественного фонда РСФСР.  В самом отдаленном колхозном клубе, библиотеке можно было видеть произведения живописи, их оригиналы. Вся жизнь Союза художников СССР была направлена на организацию выставок зональных, республиканских и, наконец, значительным форумом выставочной деятельности являлись  всесоюзные выставки, которые и давали право художнику  на вступление в члены СХ СССР, а в перспективе иметь мастерскую, пользоваться бесплатно творческими дачами.    Первая зональная выставка «Советский Дальний Восток» проходила в Хабаровске в  1964 году:  482 произведения были включены в каталог выставки.     Рамки искусства расширились для хабаровского зрителя именами художников из Владивостока,  Читы, Бурятии,  Якутии, Сахалина и Камчатки, их имена стали знакомыми и привычно своими.  Произведения  таких выставок отличались  не сиюминутными исполнениями, они требовали большого творческого напряжения и времени.   Система Союза художников  предусматривала такие моменты в творчестве: гонорар давался под еще не написанную картину, портрет, пейзаж. Отсюда  была возможность у художника спокойно творить в течение  года и даже нескольких лет. Понятие «этюд» на выставках такого уровня, как правило, отсутствовало, поскольку в мастерской у каждого художника всегда можно было видеть десятки, сотни этюдов, как материал, необходимый для творческого вдохновения.  «Пот и страдание духа» выражались в высокой художественности произведений и глубине раскрытия замысла. И хотя  над каким-то творчеством,  может быть, и стоял негласный контролер, поскольку каждый художник для себя знал, что поощрялось властью в лице министерства культуры, какие темы «проходные» - те, что соответствовали официальной идеологии. Для кого-то это и являлось руководством к будущему шедевру.  

  История изобразительного искусства свидетельствует об  огромном  звездопаде талантливейших художников 60-х годов.  Среди них и художники Дальнего Востока -  А. Федотов, Г. Зорин,  Б. Шахназаров, К. Шебеко, И.  Рыбачук, В. Форов,  Г. Манткава, они   не терялись на республикнских и всесоюзных выставках.  В 1964 году  в Хабаровск по окончании Академии художеств в Ленинграде приехал Валентин Степанов.  Дальний Восток потрясал приезжих размахом своих пространств, необыкновенной  природой. Если для художника Андрея Бельды возвращение на родину было естественным и  спасительным,  для Валентина Степанова Дальний Восток не стал главной темой вдохновения в творчестве,   и дальневосточником  он себя никогда  не ощущал. На академической даче, что  неподалеку от Москвы,  он больше чувствовал себя дома.   Белое море, север Архангельской области, Подмосковье или Поволжье  были ему понятнее и ближе. В какой-то мере Дальний Восток  стал началом его личной драмы.

  Хочется низко поклониться перед самым маленьким наброском художника Степанова. Россия Степанова - любовь к уходящей деревне, простому быту, к людям, их чувствам. В  его пейзажах и картинах  - среднерусская природа.   Персонажи его картин взяты из  жизни. Россия  избяная, деревенская, с лохматыми  лошадками, с курами, копающимися  в земле, со стогами  пахнущего сена, старушками.  Россия, выстоявшая и сломившая натиск самого сильного врага.  Картина Степанова «Запись в колхоз» не воспринимается  легендой о счастливой жизни будущих колхозников. Крестьяне, записывающиеся  в колхоз, весьма сомневаются в счастливом будущем. Для Степанова важным был не сам факт записи, художник  был доволен картиной, потому что типажи ее - люди коренной России, и загнать их в колхоз было очень непросто. Ориентиром  в творчестве для Степанова был  Павел Корин, а его молитвой - Александр Иванов.

  В «Ледоходе на Амуре»   восприятие самого счастливого дня жизни художника.  Бегущие по берегу мальчишки  кричат и машут галстуками - война закончилась.   Радость передана так ярко и живописно, а  изображенный  ледоход  на Амуре воспринимается  как очищение, движение к новой жизни без войны.  

  Художник от своих работ не  отказывался. Он не относится к той интеллигенции, которая вдруг стала стесняться  былых заслуг перед отечеством, и, что хуже,  своих произведений: портретов Ленина, Сталина, товарищей из правительства, Героев Социалистического Труда.  Отечество не баловало Валентина Петровича наградами и  присвоением званий. Его аскетический образ жизни никак не соотносился с понятием «советский художник».  Степанов был возмущен, когда его картина  о Ленине была выброшена из здания Художественного фонда на улицу, как не имеющая художественной ценности.  Образ Ленина не был главным  в картине, главными   были все-таки дымы работающих заводов, в этих дымах  затерялся образ Ленина.   Степанов  был несказанно рад, когда в Хабаровске остановился Солженицын.  Александра Исаевича встречали, как человека Запада,  с ним  связывали грядущие  преобразования в России.  Для Степанова писатель Солженицын - человек, для которого главной  ценностью была совесть. Начавшиеся перемены в стране разочаровали Степанова, особенно всеобщее преклонение перед Западом.  Каждому времени присуща своя драматургия, но перед творческой личностью стоит всегда один  выбор:  золотой  сон или вкусная  похлебка.  Степанов выбрал первое.   Его картины  выстраданы в сомнениях и муках.  Каждый  этюд - драгоценный материал  памяти.  Вот ребенок одет в  мамин платок, он терпеливо ждет,  когда мама подоит корову. Мир понятный и ясный, но этот мир никогда к нам уже не вернется.  Творчество Степанова органично вплетается  в искусство художников-шестидесятников, искусство национального достояния,  честно и  разносторонне запечатлевшее жизнь  отечества.  В 60-е годы, после известной бульдозерной выставки, началась беспощадная борьба  с инакомыслием  в искусстве.  «Подлинное  новаторство должно было себя искать в рамках реалистического искусства». Если рассуждать о рамках искусства, то Степанов более близок к русскому импрессионизму,  московской школе.   Его  свободная живопись была наполнена солнцем и воздухом,  его личное всегда совпадало с общечеловеческими критериями о добре и зле.

  Чтобы  добиться большого признания и для осуществления  творческих амбиций, художнику следовало  ехать в Москву или колыбель русской революции Ленинград.  Художники, поэты  традиционно творили там, где существовала художественная среда, где присутствовал образованный и культурный зритель.

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  11 стр.