тел. 8 (4212) 21-11-64




















































































































  






















































































































ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1930-1960-е годы

Опубликовано  30.01.2013 | История организации

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  11 стр.

  В 1959 году в Хабаровске был построен Дом художников, где разместилась материальная база: мастерские и Художественный фонд.      

  В  этом же году в Хабаровском педагогическом  институте был организован художественно-графический факультет.  Были приглашены талантливые педагоги, которые впоследствии  стали участвовать в выставочной деятельности Хабаровской организации: Степан Матвеевич Федотов,  Евгений Иванович Вольгушев,  Евгений Михайлович Фентисов, Дмитрий Андреевич Романюк.  Степан Федотов приехал в 1959 году по окончании Ленинградской академии для работы в Художественном фонде, но вскоре по настоятельной просьбе он  согласился на преподавательскую деятельность на художественно-графическом факультете.   Его, как талантливого профессионала, для обмена опытом приглашали в другие вузы: Владивостокский институт искусств, в институт г. Харбина (КНР), другие педагоги там исключались.  Все знали блестящего рисовальщика и мастера композиции Степана Федотова. Мастер владел не только теорией, что немаловажно, мог показать студенту, исправить  пластическую ошибку, объяснить, почему так. Но творчество, как известно, эгоистично, и мало кому удавалось совместить две противоположные миссии: преподавательскую и творческую. В отличие от художников свободных от «государевых» обязанностей,  Степан Матвеевич не мог полностью  отдать себя творчеству. Поэтому сосредоточиться на картине или портрете его заставляли только  очередные выставки: краевые, зональные, всесоюзные. Они являлись творческим отчетом члена СХ СССР, подстегивали многих художников и были полезны в плане самодисциплины. Хотя,   быть может, кажется весьма странным, что что-то должно заставить художника творить.  Некоторых  расхолаживала жизнь члена Союза художников.  Мизерная оплата за мастерскую,  куда некоторые творцы переезжали.  Закупка картин государством  в лице министерства культуры РСФСР обеспечивала (далеко  не всем) безбедную жизнь. Бесплатные творческие дачи, где накормят, оплатят проезд - все это давало возможность  художникам не ходить на службу, не думать о том, как заработать на кусок  хлеба. За такую жизнь следовало заплатить некоторыми дифирамбами во славу КПСС. Нынче все эти блага растворились, как сон, как утренний туман.

  Благодаря зональным выставкам появились на свет произведения Степана Федотова: «Вулканологи»,  «Портрет хирурга», «Полевые цветы»...    Изобразительное решение портретов Степана Матвеевича   соотносится с  творческим кредо художников-шестидесятников, где главными являются личностные качества человека, его внутренняя жизнь,  отношение к профессии как исполнению долга.  На смену простодушному и открытому работяге приходит герой, его жизнь  наполнена вопросами, на которые нет быстрых ответов. Такие портреты стали вытеснять парадные портреты военачальников и даже потеснили героев социалистического труда.  

  В 1962 году в Хабаровск из Южно-Сахалинска переехал  Борис Герасимович Шахназаров. Участник Великой Отечественной войны, никогда не писавший войну.  Он также не создавал легенду  об изобилии  счастливой жизни, ценил то,  что даруется человеку природой, восхищался простыми привычными вещами. Его прекрасные  натюрморты и в своих названиях не претендуют на возвышенную риторику:  «Кувшин, дыня, персики», «Рыбы Сахалина», «Натюрморт с яблоками», «Тыквы», «Натюрморт с крабом».  Его картина «Котиковый пляж» и сейчас настойчиво говорит нам о том, что ничего не может быть фантастичнее самой природы!  И все это даруется человеку независимо от его желаний.     Какая возвышенная гармония в ней! Покой и вечность: на берегу океана расположились самые удивительные обитатели Охотского побережья, морские котики, которых никто и никогда не тревожит.

  Андрей Иченгаевич Бельды. Первый  нанайский профессиональный художник.  По окончании Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в 1960 году вернулся в Хабаровск.   Безусловно, благодаря таланту и системе советского образования мальчик из далекого стойбища смог получить блестящее  художественное образование.  Но в жизни очень важен еще и господин случай. Таким случаем для юного Андрея Бельды была  встреча с ученым этнографом В. А. Аврориным. Она   оказалась судьбоносной. Ученый заметил талантливого юного художника, рисующего на песке, и настоял на учебе мальчика. Родители были против изменений  их  сложившегося многовекового  жизненного уклада. Мальчик нуждался в материальной помощи, и  Аврорин помог ему доехать до Ленинграда и поступить  в художественное училище при Ленинградской Академии художеств. Искреннее участие академика Валентина Александровича Аврорина, стипендия и   бесплатное проживание в общежитии художественного училища помогли изменить  судьбу   талантливого представителя малочисленного народа.

  Художнику  Андрею Бельды удалось, казалось бы, соединить невозможное: высокие живописные традиции профессионального искусства с  искренним желанием привнести материальное ощущение традиций  малочисленного нанайского народа, передать его великую мудрость. Чтобы подчеркнуть национальную принадлежность писателя Ходжера в его портрете, художник вместо традиционного холста использует  рыбью кожу, выделанную  нанайскими мастерами. Живопись отличается сложной фактурой, каждый ее сантиметр -  восторженная любовь к предмету своего создания. Колоритен портрет старика с трубкой, типаж  нанайского философа.  Изображенный старик умеет внимательно  слушать собеседника, в этом образе есть притягательная тайна, тайна знаний многих поколений. Картина «Мать» - посвящение Хунгалике Бельды, матери тринадцати сыновей -  (тринадцатым был Андрей Бельды). Иной жизни, кроме как выживать в тяжелейших условиях, она не знала, кормильцем ее семьи была река Амур, река тяжелой желтой воды.   «Портрет проводника В. К. Арсеньева Гейкера Камбука», «Портрет писателя Ходжера», «Старик с трубкой», картина «У старого амбара» и другие - все эти произведения художника Бельды не только исполненный долг перед немногочисленным народом.  Его творчество занимает достойное место  в российском изобразительном искусстве, поскольку именно из такой талантливой россыпи и создается  что-то достойное и великое.

  Графика, как динамично развивающийся вид искусства, завоевала в  шестидесятые  годы внимательное отношение в среде художников.   Она соответствовала времени покорения космоса и  становилась  новаторским видом изобразительного искусства.   Ее возможность быстро реагировать на события, происходящие в стране, мире, возможность экспериментировать особенно привлекали молодых художников.  И здесь преимущество принадлежало офорту, изысканному виду гравюры, как исторически испытанному и  в то же время  динамичному.  Василий Зуенко,  Евгений Вольгушев, Владлен Васильев  и Леонид Остроушко, Дмитрий Романюк  наиболее яркие хабаровские графики 50-х - начала 60-х годов.  Офорты Леонида Остроушко, посвященные  военным морякам и  авиации  Тихоокеанского флота, покоряли  своим размахом и современным видением темы,  блеском изобразительного исполнения.  Лирическая сторона его творчества была выражена больше в линогравюрах:  «Тайга отступает».

  Рисунок всегда был сильной стороной художника Владлена Васильева, что очень важно для графика.  Работая над серией, художник-график, как и живописец,  должен был использовать не только  изобразительный, но и эмоциональный  материал. Поэтому  Васильева можно было встретить и на сейнерах с моряками,  и в таежных экспедициях с геологами, и на больших стройках.

« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 »  11 стр.